Фестиваль: идеи или деньги
Любой фестиваль отражает состояние конкретного театра и культуры региона в целом. Саратовский академический театр оперы и балета для большинства провинциальных музыкальных театров – высота недосягаемая. Проблемы большинства российских театров общеизвестны: малые бюджеты, низкие зарплаты, кадровый голод, дефицит зрителей. Разница – в способах преодоления трудностей.
Позиция нашего Республиканского театра оперы и балета известна: «Дайте нам денег – мы сделаем красиво». Девиз Саратовского оперного театра с 200-летней историей принципиально иной: постоянное развитие, адаптация к враждебной среде и громкие проекты. При том, что театр тоже не обласкан вниманием губернатора и спонсоров, здесь умудряются извлекать максимум возможного из имеющихся финансово-человеческих ресурсов. С 2001 года постановки театра ежегодно номинируются на престижную Национальную театральную премию «Золотая маска».
Перпендикуляры и параллели
Между тем, Собиновский фестиваль, как и «Сыктывкарса Тулыс», начинал традиционно. Зрителю предлагали набор опер и балетов с участием приглашённых артистов. В конце 1990-х годов, глядя на полупустой зал, руководство театра поняло: надо что-то менять. Благодаря творческой смелости и деловому подходу художественного руководителя театра Юрия Кочнева и музыковеда Соломона Волкова фестиваль обрёл своё уникальное лицо. В программу включили альтернативные классике элементы – «перпендикуляры». В 1999 году в этом качестве выступил Юрий Шевчук, а в 2007-м – Вячеслав Бутусов. За превращение старейшего театра Поволжья в обитель рок-фанатов критики обрушили на Кочнева всё своё негодование, но цель была достигнута. «Перпендикуляры» привлекли зрителей! А в качестве «параллелей» осталась классика. На открытии фестиваля всегда представляют произведение симфонической или ораториальной музыки: «Реквием» Берлиоза, «Военный реквием» Бриттена...
Саратовцы сделали то, чего давно ждут поклонники от нашего театра: успешно реализовали амбициозную задачу. По итогам опроса музыкальных критиков, проведённого авторитетной газетой «Музыкальное обозрение», Собиновский был признан лучшим фестивалем 1999, 2001, 2002 и 2007 годов в России. Ведущие федеральные СМИ внимательно следят за происходящим в театре. Театр гордится международным конкурсом вокалистов, лауреаты которого блистают на сценах ведущих театров России и Европы. В театре прекратилась текучесть кадров и творческая инерция. Увы, в нашем театре, равно как и в министерстве культуры региона, амбициями не страдают и упорно продолжают кивать на экономический кризис и скупость бизнеса. Если Собиновский фестиваль всё громче заявляет о себе в стране и за её пределами, то о «Сыктывкарса тулыс», который ежегодно проходит в конце апреля, всё тише говорят даже в столице республики.
Театру нужен скандал?
В рамках фестиваля в Саратове прошёл "круглый стол" на тему «Будущее музыкального театра». Любопытной показалась идея известного питерского критика Норы Потаповой о том, что современному театру нужен скандал. Без него, по мнению профессора Санкт-Петербургской консерватории, театр 21 века, особенно провинциальный, обречён. Участники дискуссии тут же вспомнили постановку оперы Большого театра «Дети Розенталя» в 2005 году, потрясшую воображение интеллигентной публики обилием матерной лексики.
История со спектаклем «Гамлет» Академического театра драмы им. Виктора Савина 2011 года – из той же серии. Оставив в стороне доводы сторонников и противников проекта, надо признать, что театр показал своё умение работать в условиях рынка. Бизнесу и публике уже давно не интересно абстрактное слово «культура». Нужны качественные спектакли, которые будут радовать зрителей и приносить дивиденды спонсорам. Если для этого нужен скандал, значит от труппы и дирекции требуется смелость. Участники дискуссии сошлись на том, что будущее музыкального театра зависит от его способности к адаптации. Запах нафталина привлекает разве что пожилых преданных поклонниц искусства.
До 2006 года руководство театра оперы и балета Коми это понимало. XVI фестиваль «Сыктывкарса Тулыс» стал последним, прошедшим под девизом: «Скандал и адаптация – залог успеха». Специально для него известный в России режиссёр Ольга Иванова поставила неоднозначную оперу «Моцарт и Сальери». Тогда далеко за пределами Коми узнали о том, что у нас есть театр и он умеет работать. Фестиваль-2006 оправдал статус премьерного: специально для него были подготовлены три новинки. В текущем году руководство театра презентовало фестиваль под тем же статусом, но, мягко говоря, слукавило. Состоялась только одна премьера – опера «Чёрное домино». По мнению критиков, событием театрального сезона она не стала…
Балет вскоре исчез из репертуара. О «Распутине» теперь вряд ли кто помнит. Гораздо лучше в памяти сохранилась история 2010 года, когда главный хормейстер театра Наталья Масанова решила подключить к творческому процессу церковь. В результате, театр отказался от заинтриговавшей публику постановки спектакля о Балде и попе по сказке Пушкин. Регион прославился на всю страну как территория, где оригинальным способом дают бой богохульству. Напомним, что общественность была на стороне театра, требования церкви поддержала светская власть. Исход борьбы двух храмов был предрешён.
В «глушь», в Саратов!
История нашего театра показывает, что дело не только в деньгах. Проблема со смелостью и идеями. Многие считают, что за 22-летнюю историю фестивалю так и не удалось найти своё лицо. Нет концепции подобно саратовской – перпендикулярно-параллельной. Представить в качестве «перпендикуляра» фестиваля этого года выступление Чикагского балета – значит слукавить. В кулуарах XXII фестиваль обозначили как «комиссионный», намекая на приглашение «дешёвых» артистов. За те гонорары, которые предлагает наш театр, отказываются приезжать даже патриоты республики.
Собиновский фестиваль, как отмечают критики, развивается по синусоиде: раз на раз не приходится, но он всегда удивляет. Наша «Сыктывкарская весна» за последние годы не удивила практически ничем. За исключением, пожалуй, «Богемы», премьера которой состоялась в 2010 году в честь 20-летия фестиваля. Для постановки оперы Дж. Пуччини тогда пригласили режиссёра из Италии Паоло Паницца и дирижёра из Швейцарии Виктора Бокмана. Принимая во внимание уровень нашего оркестра, тандему удалось сделать невозможное. Публика и критики были довольны. Печально, но спустя всего два года «Богема» рискует выпасть из репертуара. Ведущий солист театра, исполнитель одной из главных ролей в «Богеме» Михаил Журков уезжает… в Саратов. Он уже участвовал в открытии Собиновского фестиваля, и у худрука театра Юрия Кочнева на «нашего Мишу» большие планы. Армия поклонниц Журкова в Саратове быстро догонит по численности сыктывкарскую, заверил он.
- Артист хочет работать с интересным репертуаром и хорошо зарабатывать. Молодого артиста театр может заинтересовать только перспективой роста. Наш театр такие возможности предоставляет, - пояснил Кочнев, как ему удалось переманить нашего талантливого и перспективного артиста. – Мы планируем в следующем сезоне занять Журкова по максимуму и обещаем отпускать его на гастроли в Сыктывкар.
«Михаил Журков заявления об увольнении не подавал и никуда переезжать не собирается», - заявили мне в Республиканском театре оперы и балета, но сам артист в ответ на мой вопрос, надолго ли он в Саратов, ответил коротко: «Навсегда».
Понятно, что любой театр хотел бы не афишировать свои потери, но наш в этом плане даст фору всем. Кто, кроме самых преданных поклонников, заметил, к примеру, отсутствие в спектаклях одной из самых ярких оперных певиц Коми Елены Лагоды? Между тем, её увольнение из театра и переезд в Калининград произошло ещё год назад. Поговаривают, что она просто устала от нищенской зарплаты, хамства чиновников и отсутствия простора для творчества. Главного дирижёра Сергея Кисса тоже отпустили удивительно легко. А ведь под его руководством оркестр заметно поднял свой профессиональный уровень...
Дело не только в деньгах
Только три театра в России имеют крупные фестивали с оригинальной концепцией: Пермский (Дягилевский фестиваль), Казанский (Шаляпинский фестиваль) и Саратовский (Собиновский фестиваль). Было бы наивно пока ожидать подобного уровня от нашего театра. Пермь, Казань и Саратов – это крупные города, где проживают под миллион населения, есть свои консерватории и устоявшаяся культурная среда... Но не пора ли и нам прекратить оправдывать отсутствие делового подхода и дефицит смелых творческих идей своей провинциальностью? Надеюсь, театр не обманет ожиданий зрителя в новом сезоне?