Фестиваль Vyborg Intelligent Performance заставлял посетителей "тянуться, вставать на цыпочки"
Фестиваль совсем не походил на обычные гастроли, не служил демонстрацией достижений в какой-то одной области искусств, не делал скидок на «нестоличность». Организаторы предъявили к себе самые высокие требования и сумели им соответствовать.
Автор проекта и главный «мотор» действа – Василий Кароян. Он же и его друзья из арт-центра «НЕО» составили музыкальную программу фестиваля. Театральной частью руководил Дмитрий Павлов. Финансировал проект в наибольшей степени бизнесмен и меценат Сергей Васильев. Фестиваль Vyborg Intelligent Performance создал новую реальность.
Выборг стал другим в эти дни. Фестиваль заслонил собою все будничное и обыденное, наполнил Выборг творческой атмосферой, подчинил себе и преобразовал городскую среду. На пять дней старинный город превратился в театральную декорацию. Прямо на Красноармейской улице, бывшей улице Чёрных Монахов, звучал джаз и блюз, здесь же можно было послушать лекции Михаила Костоломова об истории и культуре Выборга.
Утром и днем нарядная публика собиралась за столиками уличного кафе «Сова» у стены, увитой плющом, чувствовала себя почти в Париже и слушала музыку. Вечером зрители перебирались во двор дома Хакмана, построенный знаменитым архитектором Уно Ульбергом и ставший на время фестиваля театральным залом. Были выстроены сложнейшие декорации. К сожалению, накануне фестиваля прошел ураган и повредил часть декораций. Выручил организаторов режиссер выборгского театра «Святая Крепость» Юрий Лабецкий. Он предоставил свою площадку, и в первый день фестиваля два спектакля были сыграны в помещении «Святой крепости». Затем фестиваль вернулся во двор Хакмана.
Для участия в программе фестиваля были отобраны лучшие музыкальные группы из разных городов и самые интересные питерские театральные постановки. Репертуар был составлен таким образом, чтобы включить зрителя в серьезный разговор о жизни, об искусстве, об истории. Приехал «Авторский театр» с постановками «Ночной дозор» и «Мандельштама нет». Это два спектакля из трилогии, объединенной темой: «Мы живем, под собою не чуя страны». Театр «Мастерская» Григория Козлова привез спектакль «После Чехова». Заслуженный артист РФ Алексей Девотченко сыграл премьеру моноспектакля по произведениям Иосифа Бродского «Вальс на прощание». Еще выборжане познакомились с «Русским инженерным театром АХЕ» и театром «Особняк».
Отобранные постановки не были рассчитаны на то, чтобы просто отдохнуть, развлечься, забыться, они требовали от зрителя сосредоточения и душевной работы, заставляли тянуться, вставать на цыпочки. И зритель откликнулся на это. Желающих всегда оказывалось больше, чем мест. Люди стояли в проходах.
Эмблема фестиваля Vyborg Intelligent Performance – дворник с метлой. По-разному можно трактовать этот образ. Возможно, это отсылка к «поколению дворников и сторожей». А может быть, дворник – символ расставания с провинциальностью и обновления культурной жизни Выборга. Торжественное закрытие первого театрально-музыкального фестиваля Vyborg Intelligent Performance прошло в Круглой башне. На закрытии играл квартет под управлением Павла Карманова. Большое спасибо энтузиастам, подарившим городу праздник. Очень хотелось бы, чтобы фестиваль Vyborg Intelligent Performance стал традиционным, стал такой же неотъемлемой частью культурной жизни Выборга, как кинофестиваль «Окно в Европу». Поддержать это начинание могли бы власти Выборга и Ленинградской области.