"Новый формализм: скульптурные и архитектурные проекты для города"
Выставка стоит того, чтобы в жаркий летний день добраться до площади Александра Невского и провести некоторое время в музее, а не на улице. Представленные проекты посвящены творческому переосмыслению городского открытого пространства, но реализованы они будут едва ли. Что жаль: многие из них действительно пышут творческой энергией и могли бы сделать наш город гораздо интереснее и живее, особенно это актуально для спальных районов, которые и стали местом действия всех выставленных проектов.
Организаторы выставки задавались вопросом, почему современное искусство сдает свои позиции на улицах города и существует практически только в галереях и центрах современного искусства? Для того, чтобы оценить возможности художников в работе с городским пространством, кураторы предложили художникам, скульпторам и архитекторам разработать проекты для конкретных городских пространств - среди них и полузаброшенные промышленные зоны, и транзитные пространства, такие как прилегающие к железной дороге территории, и пустыри в обычных жилых районах с типовой застройкой.
Практически все работы довольно интересно обыгрывают специфику тех мест, где они теоретически могли бы оказаться, обращаются и к истории города, и к сложившемуся образу конкретных мест. Напрямую городская мифология, прошлое города выражены в модели "археологического керна" Дмитрия Каварги, который в своей работе напоминает о накопившихся культурных слоях и о далеком "болотном" прошлом Петербурга.
Творчески переосмысливает городские места и Константин Новиков, автор скульптурной серии "Серые массы": он предлагает "рассадить" и "расставить" в некоторых городских пространствах бетонных людей.
Например, на Сенной должна появиться скульптeра "Наперсточники" - как раз на том месте, где обычно можно встретить разного рода менял и других неофициальных предпринимателей.
Забавный проект регенерации промышленных территорий в Уткиной заводи берет за основу образ селезня, слепленного, как конструктор, из серых бетонных плит, разработанный арт-группой "Pprofessors" - действительно, давно пора было разобраться с этим таинственным топонимом, "Уткина заводь".
Ростан Тавасиев, автор проекта для Верхнего Суздальского озера (м. "Озерки"), "утопил" в озере Александрийский столп и Петропавловский собор - так, что из воды показываются только верхушки. Алексей Шварков создал модель скульптуры, которая легко трансформируется в архитектурную модель (здание с выходом в оранжерею), которая могла бы появиться в районе железнодорожной станции "Сортировочная". А Дмитрий Теселкин считает, что Петербургу не хватает памятника мозгу и предлагает установить его напротив Института мозга (ул. Академика Павлова, 9).
Основное впечатление от выставки - "могут ведь, если захотят!" Молодые скульпторы и художники (а среди авторов работ самым нет и сорока) показали, что город может стать для них творческой средой, и источником вдохновения, и материалом, из которого можно лепить свои работы. Однако, во время просмотра выставки не покидает мысль, что все окружающее - утопия, которая едва ли будет реализована в Петербурге. Поиграв в утопической городской среде, художники вернутся в привычное галерейное пространство, а консервативный Петербург останется при своем.
К слову, посетителям выставки предлагают заполнить анкету-отзыв, один из вопросов которой касается причин, по которым в городском пространстве практически нет удачных примеров современного искусства. Так вот беглый осмотр ответов показал, что довольно часто посетители называют в качестве причин "бюрократию" и "коррупцию" - то есть факторы, не относящиеся собственно к искусству. Выставка показывает: творческие силы для обновления городской среды есть, мешает этому процессу нечто совершенно иное.
Информация о выставке на сайте ГМГC
Дмитрий Каварга
Алексей Шварков
Константин Новиков
"Pprofessors"