Десять дней без политики и поисков национальной идентичности
В международной программе зрители увидели семь танцевально-пластических спектаклей, в российской – десять, а еще пять представили хореографы-резиденты петербургского Дома танца «Каннон Данс», организовавшего фестиваль.
Но этим программа не ограничилась. Мастер-классы для танцовщиков любого уровня подготовки и их отчетный концерт, выступления преподавателей, два круглых стола, посвященных проблемам развития российского современного танца, зрелищные перформансы в стеклянном фойе Новой сцены Александринского театра, в котором на нескольких сценах и проходил фестиваль. Ну, и конечно, неформальный обмен мнениями, обсуждения не только самих спектаклей, но и современного танца, продолжающего будоражить и зрителей, и самих танцующих своими безграничными возможностями.
На пределе момента
Так назывался один из танцевальных спектаклей зарубежной программы. Норвежская хореограф Кари Хоаас, в прошлом классическая балерина, поставила спектакль для мужчин и о мужчинах, использовав довольно брутальные техники (street-dance, parkour, элементы различных единоборств и многие другие приемы). Хотя, по ее мнению, спектакль повествует «о барьерах», и огромная стена на сцене и символизирует барьер, но все же постановка эта скорее о социуме, социальных ролях и о бесконечном одиночестве человека в этом довольно агрессивном мире. Кари вводит в спектакль слово, и звучит то монолог Гамлета, то обрывки норвежских фраз, прерываемых на полуслове, то короткий рассказ одного из персонажей воображаемой матери о том, что он убил человека (по-английски). В целом получилось драматичное повествование – стремительное и жесткое – о душе современного человека (и не обязательно мужчины).
Драматизм этого зрелища сменили яркий комизм и пародийность бельгийского «Боб-арта» - спектакля, поставленного пятью бывшими танцовщиками труппы Мориса Бежара. Разочаровавшись в серьезности постановок классика, в которых ничего нельзя менять, молодые люди начали экспериментировать и изобретать свой язык, добавив к классическому танцу эстетику контемпорари и пародии. Игра с залом, исполнение популярной песни той страны, где они выступают (в Питере они выучили на русском «на недельку до второго…»), оригинальное использование мультимедийных технологий (действие перемежается забавными сценками, происходящими на пяти небольших экранах), невероятно смешные танцы лягушек, показы причудливо-нелепой «модной» одежды – все это пародийно-эстрадное «ревю» заканчивается знаменитым «Болеро» Равеля, которое так хорошо знакомо любителям балета в постановке Бежара. Однако танцовщики снова далеки от привычной серьезности: их пластика ломает все привычные представления об этом популярном танце, постепенно становясь все более причудливой и смешной, и завершается номер срыванием с себя почти всей одежды.
Швейцарский спектакль «Квантум» (хореограф Жиль Жобан) дал российским зрителям пишу для размышлений, представив мысли хореографа, родившиеся в научном городке ЦЕРН при общении с учеными-физиками во время творческой резиденции, проходившей прямо над андронным коллайдером. Поэтому здесь танцовщики скорее иллюстрируют некоторые законы физики, представляя движения элементарных частиц, а сконструированные немецким художником Юлиусом фон Бисмарком вращающиеся лампы, управляемые специально разработанной компьютерной программой, усиливают ощущение некой антиматерии, стоящей за спектаклем.
Несколько сольных и дуэтных спектаклей дополнили программу, то погружая зрителей в медитативное состояние, то уводя в иные миры, появляющиеся на сцене благодаря 3D-технологиям, свету, музыке и особой пластике танцовщиков.
Был представлен и более традиционный психологический спектакль «Близость» - его показали участники из Польши при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге. Театр танца Завирования, руководит которым Эльвира Перун, бывшая солистка Польского национального балета, воплотил запутанный любовный треугольник, выпутаться из которого героям помогает чувство юмора.
На себя / от себя
Российская программа Russian Look тоже отличалась разнообразием тем, настроений и приемов. Средства современного танца удачно используются и в спектаклях, имеющих явно выраженную драматургию, и в более абстрактных, как, например, постановка Челябинского театра современного танца «Теоретическая модель абсолютной свободы» (хореограф Ольга Пона), где танцовщики завораживают зрителя причудливой угловатостью движений в пространстве в унисон с движениями уникального кинетического объекта, созданного инженером Николаем Панафидиным. Есть и совсем лабораторные работы, демонстрирующие процесс создания хореографии.
Спектакль московского театра Art’n’people «На себя/от себя», поставленный по мотивам произведений Владимира Набокова (хореограф Татьяна Чижикова), - эффектная притча о современных путешественниках, затерянных в отелях и примеряющих чужие одежды-жизни. Постановка о сложных человеческих отношениях «Насквозь» (Проект Лики Шевченко) – тонкая, чувственная и нервная, соседствовала в программе с моноспектаклем Ирины Ануфриевой «Embers», которая в напряженно-малоподвижной технике «буто» исполняла мессу, посвященную геноциду греков, армян и ассирийцев в начале ХХ века.
Страстный и невероятно красивый спектакль известного российско-французского танцовщика и перформера Мити Федотенко «АхматМоди», посвященный не только сложным взаимоотношениям молодых поэтессы Анны Ахматовой и скульптора Амедео Модильяни, но в большей степени их творчеству, изобилует эффектными пластическими лейтмотивами и сложными поддержками (Лина Лангнер, исполняющая роль Ахматовой – танцовщица и хореограф в Электротеатре «Станиславский» в Москве) и, завораживая, погружает в мучительный творческий процесс обоих художников.
Кроме московских, петербургских и челябинских танцовщиков, постоянных гостей всех фестивалей, в этом году эксперты открыли для себя на карте России новые города, такие как Ставрополь и Вологда. Вологодский театр «Оши» (O’She TheARTe) представил спектакль «Кулак» (хореография Илья Оши), в котором средствами современного танца остроумно рассказывалось о постоянной борьбе людей за место под солнцем – причем, эта остросоциальная тема разбавлялась иронией постановщика, снимая излишний драматизм. Театр «10th Avenue» из Ставрополя очаровал зрителей невероятно смешным спектаклем «Муха в повидле» (постановщик Ирина Кононова), где и пластика, и столкновения между героями настолько изобретательны и комичны, что, кажется, фантазии постановщика нет предела.
Отдельного упоминания заслуживают перформансы фестиваля, прошедшие в фойе. «3Т» Таи Саввиной соединил тело, движение (в основном буто) и живопись – на глазах зрителя создавалась черно-белая графика, в том числе и с помощью тела танцовщицы, а в конце довольно эффектно и неожиданно в картину добавились капли красного, заставив зрителя вздрогнуть.
Перформанс Елены Градковской «приЛЕСтницы», напротив, развеселил публику – группа танцующих девушек перемещалась по огромному фойе, увлекая за собой публику, поражая неожиданностью не только самих движений, но поз и групп, и, наконец, представив «ударную» сцену на лестнице – когда девушки легли на ступеньки и стали по одной скатываться вниз и убегать на улицу, а оставшаяся в одиночестве танцовщица буквально заколдовывала публику гипнотическими движениями.
Закрывал фестиваль спектакль, получивший в этом году главную национальную театральную премию России «Золотая маска» в номинации «современная хореография» - «Кафе Идиот» театра «Балет Москва» в постановке классика российского контемпорари Александра Пепеляева. Закрытие фестиваля получилось эффектным – спектакль вобрал в себя все лучшие достижения и зарубежной, и российской современной хореографии.
На одном из круглых столов российский театровед Екатерина Васенина, автор трех книг о современном танце в России, отметила одну особенность комтемпорари в России: современный танец в нашей стране, существующий больше 20 лет, не ищет национальной идентичности и не интересуется политикой. Однако и зарубежный контемпорари далек от политики и национальной идентичности! Его больше интересуют глубины человеческого подсознания, неизведанные возможности человеческого тела и философский поиск смыслов. Это и объединило такие разные спектакли двух программ фестиваля.
Upd 18.07.2016 исправлены неточности