Два француза покажут целый мир
В День влюбленных, 14 февраля 2018, в Интерьерном театре впервые в России будет сыгран спектакль «Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана. Спектакль привозит камерный Парижский театр «Две Луны». В театре пройдут творческие встречи с артистами Тома Буске и Мариан Ливер, которые на свой лад интерпретировали знаменитую пьесу и сами сыграли всю историю.
16 февраля французские актеры дадут мастер-класс для учащихся театральных студий города и студентов.
Идея познакомить петербургских театралов с камерной парижской труппой принадлежит заместителю директора Фонда театрально-музыкального творчества «Алиса» Ольге Манусовой. Она увидела «Сирано де Бержерак» летом в основной программе Авиньонского фестиваля.
— В течение трех недель спектакль собирал аншлаги. Это так талантливо сделано, так искрометно, живо, искренно и в то же время совершенно театрально-условно, что я задалась целью непременно познакомить с этой работой мой родной город, моих учеников, друзей, всех любителей сценического искусства, — говорит Ольга Манусова. — А когда чего-то страстно хочешь, то это непременно получается. Идею подхватили директор Интерьерного театра Григорий Михнов-Вайтенко и художественный руководитель Николай Беляк. Площадка Интерьерного театра всплыла в памяти ещё в Авиньоне: камерная, доверительная атмосфера театра созвучна духу маленьких сценических пространств, где проходят фестивальные спектакли. И, конечно, этого приезда французов не случилось бы, если бы не удивительная отзывчивость руководителей уютного отеля «Cronwell Inn Стремянная», который выступил в качестве благотворителей и принял наших гостей. Спасибо директору театра «Две Луны» Жерару Труве. Он также с большим желанием готовил визит французских артистов, которых он любит, как своих детей.
Премьера «Сирано де Бержерак» состоялась в Париже в октябре 2016 года в Théâtre de Ménilmontant. С тех пор спектакль был сыгран более чем 60 раз. А в Авиньоне он показывался два года подряд, причем во второй раз был выбран по желанию самих зрителей.
Компания «Две Луны» увидела свет в 2013 году. Создали ее Жерар Труве — звукорежиссёр, работающий со звёздами джаза по всему миру, и Мариан Ливер — актриса. Эти двое имели намерение продвигать спектакли, основанные на перевоплощениях, поэзии, музыке, общественном резонансе. Первый спектакль был «Le Colonel Oiseau» по пьесе Христо Бойчева. Далее последовали «Miles ou le coucou de Montreux» Хеннинга Манелля и множество концертов автора-исполнителя Алис Суайе.
В 2015 Мариан Ливер и Том Буске, с отдачей работающий и в классических, и в современных постановках, любящий как поэзию, так и простой юмор, познакомились во время работы над научно-фантастическим и пародийным спектаклем. Потом родился сумасшедший проект — играть «Сирано де Бержерак» вдвоём. Они начали работать над адаптацией спектакля, над тем, как сохранить и провести текст Ростана, множество его персонажей и сделать это только силами двоих исполнителей. Мариан и Жерар вдвоем придумали все мизансцены, декорации, кукол...
Музыку для спектакля сочинил Матьё Скала, костюмы Фредерико Морелли, свет создал Жильен Дюда. Каждый из них принял вызов, ухватился за идею и, благодаря работе шестерых людей, спектакль родился.
Ольга Манусова о спектакле «Сирано де Бержерак» парижского театра «Две Луны»:
«На входе в зал зрителей встречает мужчина, склонившийся к шарманке, из которой льются завораживающие звуки. Шарманщик улыбается входящим. Потом расправляет плечи и превращается в статного мужчину, одетого в кожаный костюм XVIII века. Открывает сундук, достаёт головной убор и нос и, примеряя поочерёдно то одно, то другое, предаётся воспоминаниям, фантазиям, постепенно вовлекая в разговор зрителей.
Появляется очаровательная девушка, костюм которой наполовину женский, наполовину мужской, и начинается увлекательная игра двух людей. Именно игра! Как в детстве. Скрипичный смычок становится шпагой. Берет превращает девушку в задиристого дуэлянта. Резкий поворот женской половиной костюма к залу, появившийся веер в руках и статная походка выдают в ней Роксану. А вот и Рагно — он узнаётся сразу: таз и пузатая кастрюля, которыми так ловко управляют актёры, помогают нам увидеть обаятельного, добродушного толстяка.
Де Гиш — огромная маска и вот, наконец, красавец Кристиан! И он… кукла! Не просто кукла, а огородное пугало с круглой головой, которую герои то и дело ловко, как мяч, перебрасывают друг другу. Порой в их руках мяч становится черепом гамлетовского Йорика.
В фейерверке фантазий есть несколько захватывающих моментов. Как сцена у балкона, где Сирано, вдруг перестав подсказывать Кристиану, убегает в зрительный зал, будто скрывшись в ночной тьме, и оттуда продолжает объяснение в любви на высочайшем градусе, сидя среди нас и не видя никого, кроме обожаемой Роксаны.
Во время диалога Кристиана и Сирано, в котором выясняется, что Сирано писал письма Роксане от имени Кристиана и именно в эти письма она влюбилась, темперамент актёра таков, что ты реально слышишь и видишь двоих людей и только потом понимаешь, что перед тобой всего один актёр.
Удивительно пластическое решение сцены, в которой Роксана узнаёт о гибели Кристиана. Марьен Ливер превращается на наших глазах то в задиристого юношу, то в глупого Монфлёри, то в Роксану. Отчаянно щемящая сцена прощания и смерти Сирано в исполнении Тома Буске погружает зрителей в тяжелую печаль.
Прошло немало времени. А в памяти голоса актёров, сцены, картины, которые появились в нашем зрительском воображении. Спектакль теперь и наша фантазия, наше кино, наш сон, наше пережитое, наша память, наша жизнь».
Спектакль «Сирано де Бержерак» покажут в Интерьерном театре 14, 15, 17 и 18 февраля 2018.
Подготовила Елена Добрякова
Фотографии представлены театром «Две Луны»