Фейсбук или жизнь? Вот в чем вопрос
Постановку очень любят в Латвии за актуальность, за обаяние исполнителя – популярного артиста театра и кино, молодого Андриса Булиса, которого несколько лет назад даже признали секс-символом страны. Сочинение пьесы принадлежит двум авторам – Андрису Булису и драматургу Наргиз Багирадзе. В Латвии спектакль играется на латышском языке, но специально для показов в России был сделан перевод на русский. Булис с успехом справляется с монологом, который длится более полутра часов, хотя признается, что, несмотря на то, что любит русский язык, учил его в школе и у него много русскоговорящих друзей, на родном латышском ему играть куда легче. А в русском варианте добавляется особая изюминка – приятный прибалтийский акцент.
Спектакль пережил несколько редакций, с одной из них петербургский зритель мог познакомиться в этом году на Международном фестивале «Радуга», ездил Facebook и в Симферополь на фестиваль «Радужный мост», где выступил своего рода миротворцем между напряженными точками политического разногласия. «Театр стоит над политикой. Мы играли для людей, которых волнуют общечеловеческие ценности», – говорит Андрис Булис.
И вот сейчас зритель увидит новый вариант постановки, более компактный, слившийся из двух актов в один. Как показывает время, тема настолько попадает в болевую точку общества, что спектакль не только не устаревает, а обретает новые смыслы, сохраняя актуальность. Форма, которую избрали латвийские постановщики – своего рода открытие. Она основана на реальной переписке людей в соцсети.
Галина Полищук очень долго жила с этой идеей, она была одной из первых режиссеров, которая решила построить спектакль на общении в популярном фейсбуке. Обратилась с этой темой к актёру, а потом к драматургу.
Герой пьесы – человек, которого уже нет, он погиб, но его аккаунт в социальной сети остался. Необъяснимо душа умершего человека продолжает действовать, чувствовать, осмыслять произошедшие моменты жизни, общаться с близкими. Зритель оказывается очень быстро втянутым в историю, он переживает самые разные оттенки чувств – от иронии и критичности по отношению к виртуальному, часто совершенно бездушному общению, когда объективная картина мира уплывает, общение с родными и друзьями оказывается помехой, на первый план выходят интересы какой-то группы людей из соцсети, а потом раздражение и осуждение зрителя вдруг сменяется пониманием того, что человеческое и теплое, оказывается, живет и сохраняется в этом самом фейсбуке...
– Спектакль доказывает, что виртуальный мир, принимаем мы его или осуждаем, но это безусловное будущее, от которого, как и от любого будущего, никуда не деться, –считает Галина Полищук. – У всего есть обратная сторона, и у фейсбука тоже. Наши исследования доказывают, что человеческое общение даже в виртуальном мире может быть искренним, обнажающим наше истинное нутро... А сколько времени нам проводить в социальной сети, сколько сил и энергии тратить на нее – решать каждому из нас.
Режиссер, автор и актер, готовясь к постановке, долгое время вели переписку в фейсбуке под чужими никами, отслеживали статистику статусов, изучали комментарии виртуальных друзей. Это своего рода протяженный во времени и пространстве соцсети вербатим. Спектакль полон теплоты, юмора, грусти, откровения, по доверительности общения со зрителем он напоминает Театр Гришковца. В финале герой Андриса Булиса приходит к мысли, что вместо памятников на кладбище нужно ставить компьютеры с аккаунтами умершего человека, куда близкие люди могли бы писать свои признания в том, как они его любят и нуждаются в нем.
Спектакль прицельно попадает в ту аудиторию, которая сделала фейсбук частью своей жизни.
Елена Добрякова
Фото предоставлено пресс-службой ТЮЗа