01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

И это ещё не всё о нём...

Вы здесь: Главная / Новости / Театр / И это ещё не всё о нём...

И это ещё не всё о нём...

Автор: Владимир Желтов — Дата создания: 22.02.2018 — Последние изменение: 22.02.2018
Участники: Юлия Кудряшова, фото
Заслуженный артист России Сергей Барковский отмечает 25-летие творческой деятельности. Отмечает не традиционно. В Молодёжном театре на Фонтанке, верой и правдой которому Сергей Дмитриевич служит четверть века, показаны первые два моноспектакля сценической трилогии «Пушкин. Отражения» – «История села Горюхина» и «Авдей Флюгарин…»

Показ третьего спектакля – «Жуковский. Прощание» – запланирован на вторую декаду марта 2018.

Как сказано в программке триптиха, спектакли открывают зрителю личность самого Пушкина, образ его антагониста – Фаддея Булгарина, которому поэт дал едкое прозвище Авдей Флюгарин, а также мудрость учителя и друга гения – поэта Василия Андреевича Жуковского.

На оба спектакля (как, впрочем, и на другие с участием Барковского) лишние билетики спрашивали на подходе к Измайловскому саду. О том, что зрители сидели на ступенях, говорить не приходится – для Молодёжного театра это дело обычное, здесь есть свой постоянный и верный зритель. Счастливым обладателям билетов Сергей Дмитриевич преподнёс еще один нечаянный подарок – «одноактный» творческий вечер. Не трудно догадаться, что начался он с вопросов и ответов о пушкинской трилогии.

­– Автор идеи всех трех спектаклей – народный артист России создатель и художественный руководитель Пушкинского театрального центра, народный артист России, поэт и пушкинист, Владимир Рецептер, – рассказывал юбиляр. – Для постановки Владимир Эммануилович пригласил заслуженного деятеля искусств Республики Карелия Андрея Дмитриевича Андреева. Кто предложил мою кандидатуру в качестве исполнителя, не знаю, не допытывался. Спектакль «История села Горюхина» готовился два с половиной месяца. Два с половиной месяца я ходил по Фонтанке от Молодежного театра до Большого драматического, где тогда тоже работал, и учил текст. Текста много, знать его нужно назубок. Пушкина пересказывать своими словами нельзя. Спектакль сделали за семь репетиций.

С «Флюгариным» оказалось сложнее – продолжал Барковский, – Первый прогон шел около трех часов. Автор инсценировки и постановщик спектакля Андрей Дмитриевич Андреев с болью в сердце стал избавляться от каких-то не потерявших актуальности тем. Казалось бы, когда все это было! Двести лет назад! Оказывается, многое из того, что звучит в спектаклях, по-прежнему современно! Смыслы, аналогии, аллюзии у зрителей возникают сами, непроизвольно. Это дорогого стоит.

Однажды мы с Сергеем Дмитриевичем уже говорили по поводу актуальности этих спектаклей. Он рассказывал:

– Пушкинский театральный центр возил «Историю села Горюхина» в Японию. Село Горюхино – образ: это и моя люлька, и моё имение, и моя Россия, и весь мир. Горюхино – среда обитания конкретного человека. Это может быть и Россия, и Япония. А мой персонаж – человек мира. В «Горюхине» есть строки о Золотом веке, достаточно ироничные: «Основание села Горюхина покрыто мраком неизвестности… В то время всё покупали дешево, а дорого продавали… Обитатели работали мало, а жили припеваючи…» Парадокс? Абсурд? И дальше: «Мысль о Золотом веке сродна всем народам и доказывает только, что люди никогда не довольны настоящим, и по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения». А то японцам не «сродна» память о Золотом веке? Почему это не может быть созвучно японскому сердцу? С нами работал хороший переводчик, и мы долго искали точный смысл, пытаясь соблюсти даже игру слов. В результате над шутками зрители смеялись. А где-то и вздыхали. Значит, трогало! У каждого из них было своё Горюхино! Пушкин потому и гений, что поднимал всеобщие и вечные вопросы и так их разворачивал, что не остается равнодушным никто.

Потом Барковский повел речь о «Флюгарине», которого я к тому времени еще не видел, но видел Барковского, в роли Булгарина в недавней экранизации романа Юрия Тынянова:

– Я, готовя моноспектакли, серьёзно занимался Пушкиным и, возможно, об Александре Сергеевиче и его окружении знаю чуть больше многих зрителей. Булгарин в нашей, российской, истории – личность одиозная, доносчик и неудачный соперник Пушкина. Булгарина я сыграл и в картине «Смерть Вазир-Мухтара». Он там показан предвзято, а во «Флюгарине» видно, насколько это была неоднозначная личность. Я над ним «подыздёвываюсь» три четверти спектакля, но в последней сцене всё переворачивается: Булгарин чуть ли не пророк! Я процитирую: «Есть толкователи! Разорившееся и развратное дворянство, безрассудное юношество, а внизу – огромный класс, ежедневно умножающийся, людей, которым нечего терять. А при перевороте есть надежда всё получить…». Он о коммунизме уже тогда, в 50-годы ХIХ века, говорил, как о чуме!..

Спектакли ставились по одному в год; соответственно в 2001-м, 2002-м и в 2003-м. Вначале игрались они довольно часто, все три названия ежемесячно, потом реже, реже, реже. Участвовали в фестивалях, приносили авторам и исполнителю заслуженные награды. Но как-то так получилось, что незаметно выпали из репертуара Пушкинского театрального центра.

– И мне показалось, – объяснял Сергей Дмитриевич на творческой встрече зрителям, – что было бы правильно их возродить. (Аплодисменты!) Спасибо художественному руководителю нашего театра Семену Яковлевичу Спиваку за возможность не только сыграть в юбилейные дни, но и включить в репертуар.

Каждый из спектаклей идет более полутора часов. Более полутора часов без минутной передышки продолжается монолог артиста существующего «посменно» в нескольких разных ипостасях. Более полутора часов он держит зал в напряжении. После «Флюгарина» один из зрителей сказал своей спутнице:

– Я бы за один этот спектакль присвоил Барковскому звание народного!

Лет пятнадцать назад Сергей Дмитриевич весело рассказывал автору этих строк, как к нему «подошла» популярность (выражение Барковского):

– Очень милая девушка остановила меня на улице и, прижав руки к груди, с обожанием в глазах, воскликнула: «Боже мой, это вы! Вы снимались в «Бандитском Петербурге»! Я с ума схожу! Вы же… общались с самим Певцовым!»

Сергей Барковский давно уже один из самых известных актеров Петербурга. В юбилейном поздравлении, вывешенном в закулисье театра, коллеги, может быть, и с легкой иронией, но вполне справедливо отмечают: «Про вас сказано: чудовищно, невиданно работоспособен! Но, преуспевая в количестве, вы совмещаете это с безупречным исполнением, основанном на полной самоотдаче…».

Тартюф, Чебутыкин, Барон, Доминико Сориано, генерал Чарнота – это все он, Сергей Барковский, не здесь, так там – трудно найти в етербурге театр, в котором бы в качестве приглашенного артиста не играл Барковский. А еще – съёмки в кино, в сериалах, озвучка!.. Коллега Барковского по Молодёжному театру заслуженный артист России Михаил Черняк на последнем «возрастном» юбилее Барковского, назвал его «крюком, на котором держится репертуар Молодёжного театра»: «Вынь этот крюк из стены, и театр рухнет! А захоти, не дай Бог, Барковский уехать на ПМЖ в Голливуд, остановится работа большинства питерских театров! Без таких деятелей культуры, как ты, – сказал он, обращаясь к юбиляру, – не был бы Петербург культурной столицей!».

 

Владимир Желтов, специально для Когита!ру
Фотографии Юлии Кудряшовой

 

 

comments powered by Disqus