"Как жена с любовницей помирились"
До нашего времени дошло не так много имен средневековых композиторов. И подавляющее большинство из них – мужчины. Пока историки усердно ищут следы композиторов-женщин, которые могли бы встать в ряд со знаменитой настоятельницей монастыря XII века Хильдегарды фон Бинген или благородными дамами-труверессами, ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA составил коллекцию песен XIII века, написанных если не женщинами, то о них.
Cantigas de Amigo – популярнейший в XIII веке жанр любовной лирики от женского лица, написанной мужчинами на галисийско-португальском языке. Известно 88 авторов и около 500 поэм, созданных между 1220 и 1300 годами. Лишь семь из них записаны с музыкой. Об авторе ее - жограре (музыканте неблагородного происхождения) Мартине Кодаше (Martin Codax) - кроме имени ничего достоверно не известно. Можно лишь с уверенностью предположить, что кантиги он сочинил в Виго – портовом городе в Галисии. Лирика нескольких других поэтов положена еще в XIII веке на мелодии кантиг о Деве Марии, авторство которых иногда приписывают королю Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрому.
Cantigas de Santa Maria – огромный корпус анонимных баллад о чудесах Девы Марии, собранный по указу и, возможно, при личном творческом участии короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого (1221-1284).
Дополнияли программу французские и итальянские инструментальные композиции XIV в. (эстампи и истанпитты). Это шедевры совсем другой эпохи, но они тесно связаны с испанскими балладами мелодически и – шире - общим музыкальным строем.
Новую программу ансамбля LATERNA MAGICA можно было бы сравнить с каким-нибудь романтическим вокальным циклом вроде «Любви и жизни женщины» Роберта Шумана. Однако, принципы исторически информированного исполнительства, которых придерживается коллектив, не оставляют места для сантиментов и фантазий. Средневековые баллады о женщинах прозвучали на инструментах, которые были в ходу в XIII-XIV веках, и в стилистике, в которой, насколько известно на данный момент, они могли звучать в те времена.