Нидерланды танцуют в Эрарте
В первый и третий день фестиваля зрители увидели два танцевальных спектакля, а во второй вечер – программу короткометражек, основанных на танце, так называемого кинотанца, что, конечно же, не подразумевает просто фильмы-записи спектаклей, а представляет совершенно новый очень зрелищный жанр, который также поддерживается в Голландии специальными фондами.
Во всех этих фильмах с самыми разными сюжетами и героями именно танец становится главным действующим лицом.
Начался фестиваль проектом «OFFline» творческого коллектива под названием «OFFproject», ставящего своей задачей выведение зрителя из пространства виртуального в живое. Поэтому до начала спектакля зрителям предлагались разные игры, в которых можно и попрыгать, и проделать разные манипуляции с зеркалом, и поиграть на необычных музыкальных инструментах. Ну, а затем – мини-концерт гитариста-виртуоза Эрика Хофланда и небольшая лекция Амоса Бен-Таля, который в этом спектакле является и хореографом, и композитором, и художником по свету. Он объяснил, как смотреть спектакль и что он и две танцовщицы будут делать. Необычность перформанса в том, что все трое владеют одной и той же техникой движения (ей Амос обучает не менее двух лет), но на ее основе импровизируют, основываясь на взаимодействии друг с другом и со светом. Свет – важный элемент спектакля, ведь его расположение влияет на движения. Поэтому в спектакле множество разных светильников, которые актеры переносят, переставляют, перекладывают и направляют свет в самые разные стороны. Они то объединяются в трио, то существуют в других комбинациях, будто постоянно борются друг с другом и – самое главное – с пространством. Хореограф признался, что никогда не знает, каким именно будет спектакль и куда приведет их движение и энергия зрительного зала, хотя он сам и является постановщиком!
Если открытие фестиваля получилось несколько созерцательным, то завершение –невероятным эмоциональным. И опять «виновником» эмоциональной встряски, как и на летнем фестивале Дома Танца «Каннон Данс» Open Look, стал «Балет Москва», представивший на этот раз спектакль «Оп-арт» нидерландских хореографов израильского происхождения Гая Вайцмана и Рони Хавер.
Четкий пульсирующий ритм музыки Саши Dza (бывшего ди-джея из Владивостока, а теперь мировой знаменитости), невероятно сложная и жесткая партитура движений пяти пар танцовщиков с многочисленными элементами акробатики, изощренные видеоинсталляции Севы Тарана, причудливые костюмы Славны Мартинович (Сербия-Германия). Поддержки, подкрутки и перебросы настолько необычны и насыщенны, что держат зрителя в напряжении на протяжении почти полутора часов, хотя, конечно же, после самых жестких сцен постановщики и использовали условно лирические.
Организовал фестиваль Санкт-Петербургский Дом Танца «Каннон Данс» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Генерального Консульства Нидерландов в Санкт-Петербурге.
Елена Юшкова, специально для Когита!ру
Фото Евгении Матвиенко