Никогда не стоит терять веру в человека
Тёплый, сильный, пронзительный по ноте звучания, эмоционально сыгранный, пробирающий тебя до косточек спектакль режиссера Ивана Латышева «Любка» по повести Дины Рубиной увидела я два дня назад в Музее Достоевского.
Спектакль «Любка» стал лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2013: лучшая работа режиссера негосударственного театра).
Я давно не плакала в театре, а тут ревела, как ребёнок. От боли и радости. Боль за нашу страну, взрастившую такого монстра, как Сталин, порождение чудовищной Революции, в которой менялись представления о человеческом достоинстве и чести. И радости от того, что человеческое в людях все же одерживает верх над уродством перекореженного сознания.
Повесть Дины Рубиной «Любка» рассказана и сыграна тремя актрисами Яной Бушиной, Аллой Данишевской и Ксенией Морозовой достоверно и эмоционально сильно.
Иван Латышев сумел сделать действие коротким – идёт спектакль всего час 15, но это так ёмко, в голове проносится история страны с её репрессиями, посадками, криминальным миром. И это как фон, на котором разыгрывается история трёх женщин, кусок их жизни в 1952-1953 годах.
Никогда не стоит терять веру в человека. Не надо ставить крест на том, кто, кажется, никогда не поднимется. Если за всем, что делает человек, стоит любовь, то могут случаться удивительные чудеса и открытия.
Врач Ирина Михайловна, у которой умирает мама и ей надо срочно найти няньку для маленькой дочери Сонечки. И нянькой становится недавно выпущенная на свободу бывший главарь воровской банды Любка. В соседях оказывается сталинистка Кондакова.
Каждую минуту за этот час с небольшим ты ждёшь опасности и трагедии. Болеешь за ИринМихалну – вдруг бронхит унесёт ее жизнь, вдруг коснётся ее «дело врачей»... Волнуешься, а Любка-то с её жестким характером не подведёт ли? А сталинистка Кондакова не сдаст ли своих соседей режиму?
Открытий исторических не сделаешь на этом спектакле, открытия и удивление касаются только человеческих отношений. Но разве этого мало?
Редко когда спектакль столь долго тебя не отпускает и ты возвращаешься в мыслях к нему вновь и вновь.
Очень жаль, что в городе [Петербурге – ред.] Театральная компания «Открытое пространство» многим неизвестна, а ведь это удивительное сообщество творческих подвижников, которым удаются сильные постановки. Их надо смотреть! Например, такую, как «Деревня канатоходцев» режиссера Яны Туминой. А впереди премьера Романа Габриа «Мейерхольд». Судя по репетициям, спектакль обещает быть очень необычным.
Спектакль можно увидеть в Музее Достоевского 19 января и 24 февраля 2019