Повзрослевший фестиваль
Сказать, что спектакль современного танца Open Look, традиционно включающий русскую программу Russian Look, в 2017 году получился фееричным, – практически ничего сказать.
Приближаясь к двадцатилетнему юбилею фестиваля, Вадим и Наталья Каспарова подготовили более чем насыщенную программу, в которой чего только не было: и звезды современного европейского театра, и образовательные программы, состоящие не только из мастер-классов, но и из большого количества лекций о хореографии, как русской, так и зарубежной.
Были и обсуждения спектаклей, и встречи с классиками европейской хореографии, и выставки фотографий, посвященные танцу, и – как обычно – интерактивные перформансы в фойе и в разных городских пространствах. В этом году еще добавилась большая кинопрограмма, так или иначе связанная с танцем. Ну, и главное, конечно – спектакли, которых в этом году было больше тридцати.
Началось десятидневное мероприятие необычно: швейцарский гость Фуфуа д’Имобилите прямо на пресс-конференции вылез из-под стола c восседающими за ним организаторами и участниками и, танцуя, а заодно по пути пробуя напитки и еду со столов зрителей, начал свою Dance walk – танцевальную прогулку по центру Петербурга, сопровождаемый танцующими вместе с ним перформерами. Несмотря на такое веселое начало, фестиваль тем не менее получился крайне серьезный и многообразный. А закончился и вовсе философско-психоделическим спектаклем голландского хореографа и режиссера Вима Вандекейбуса «Мокьюментари на современного спасителя», на котором зрителям уже было не до смеха.
Эти два полюса – трагического и комического – создали мощнейшее напряжение, хотя зритель мог и отдохнуть душой на тихих лирическо-исповедальных спектаклях, которые тоже были в программе.
Юмористическая история танца, рассказанная словами и самим танцем в исполнении все того же Фуфуа д’Имобилите – виртуозно исполненные номера, демонстрирующие разные танцевальные техники – от классического балета до Пины Бауш, дополненные историей собственной жизни в балете и танце. Вышедший на сцену с небольшим чемоданчиком Фуфуа доставал из него различные костюмы и, быстро переодевшись, пародировал все, что попадало в поле его зрения: и «старый» балет, и самых реформаторов танца ХХ века – Нижинского, Дункан, Лабана, Нуреева, Рут Сент-Дени и других, причем, танцы сопровождались совершенно уморительными речами со всевозможными акцентами (сам спектакль шел на английском) – балет ведь искусство интернациональное.
С жутким немецким акцентом, заваливаясь спать, он кричал, пародируя изобретателя кинесферы Рудольфа Лабана: «Теперь я никогда не одинок! Со мной везде моя кинесфера!» и широко растопыривал руки, охватывая эту воображаемую конструкцию.
Забавно пробегая по сцене из одного конца в другой, он говорил уже с резким русским акцентом – «Я, Нижинский»… а сама удивленная пробежка означала знаменитый прыжок танцовщика от одной кулисы до другой.
Рут Сент-Дени танцевала с коброй, Дункан, продемонстрировав свои фирменные прыжки и движения рук, оказывалась в петле… Зритель постоянно вовлекался в действие, а иногда героями даже становились осветители. Одновременно с пародией на всех своих персонажей, Фуфуа еще и пародировал популярный жанр лекции-демонстрации.
Спектакль назывался «Хореохроники» и двигался, действительно, в хронологическом порядке, хотя до современного контемпорари так и не дошел. Создав образы великих танцовщиков, Фуфуа грустно показал, как сам он во время танца повредил когда-то ногу, заработав артроз, пожаловался, что танцовщикам зачастую недоплачивают или вообще не платят и пригласил на сцену директора с бухгалтером, чтобы подписать договор…
Двухчасовой стендап был невероятно увлекательным и сработал не хуже специальной образовательной программы фестиваля, которая в этом году и так получилась объемная.
Мужское – женское
В этом году тема мужского и женского почему-то вдруг высветилась очень отчетливо. Несколько спектаклей как зарубежной программы, так и русской – представляли исключительно мужчин, несколько – рассказывали о тяжелой или, наоборот, легкой женской доле.
Спектакль финского хореографа Теро Сааринена «Повзрослевшие», например, начинается с того, что семь мужчин, одетых в черные костюмы и капюшоны, безлико маршируют по сцене, а постепенно каждый из них начинает рассказывать пластикой свою собственную драматичную историю и все они становятся такими разными, как и их костюмы, и пластика… В спектакле Ксении Михеевой «Коллекционер» трое мужчин проходят многочисленные испытания в загадочном темном доме. «Год без любви» челябинских танцовщиков Рафаэля Тимербакова и Дмитрия Чегодаря представляет истории Евгения Гришковца – исповедальные и тонкие, балансирующие на грани быта, повседневности и бытия, в которых им удалось передать исповедальность пластикой.
Балет «Москва» тоже представил в этом году мужской спектакль «Все пути ведут на север» (хореограф Карин Потьес), невероятно энергетически и психологически заряженный, как и все спектакли этого театра, и пластически очень изобретательный.
Из женской программы – спектакль Екатерины Кисловой «ДевЪ», где контемпорари сосуществует с фольклорным пением, будто стремясь, опираясь на архаику, докопаться до самой сути женской природы. «Блуждающее время» Лидии Копиной, напротив, ищет в женской природе нечто фантастическое, а, может, и фантасмагорическое? Легкие лирические танцы (действительно, получилось настоящее «Дуновение ветра», как и обещало название) представили четыре девушки из Театра танца Саши Кукина на музыку Боба Дилана, заглянув в философию поэта-нонконформиста, ставшего нобелевским лауреатом.
Кино и мультфильмы
Хотя кинопоказы фестиваля 2017 года стали отдельной программой (в основном, они были связаны с Вимом Вандекейбусом), но и в спектаклях возникала тема кино.
Легкой иронией был окрашен спектакль «proКИНО» классика российского контемпорари Ольги Пона из Челябинска, где зритель слышал знакомые с детства кино-мелодии в современной обработке, под которые разворачивались причудливые (как всегда) телесные построения.
«Мультфильм» бельгийского хореографа Антона Лахти обратился к эстетике мультиков, и в бешеном темпе смешные герои кружились в забавных как бы мультяшных танцах, играя в игры друг с другом.
И много что еще…
Венгерская «Абсурдия» - трагикомический парафраз замятинского «Мы», представляющая толпу людей в черных костюмах и выбеленными лицами с огромными носами, где все время кто-то пытается стать отдельной личностью, но не может – толпа подавляет, хоть и заканчивается спектакль неожиданно по-доброму, почти по-цирковому. Попытки раздвинуть границы тела израильскими хореографами Шарон Вазанна и Томер Сапир, короткое, но запоминающееся соло американской танцовщицы Кристал Дон Белл в постановке Роберта Мозеса, медитативно-зрелищная La Llorona московского театра «черноеНЕБОбелое»…
Большая программа Solo soul представила сольные работы преподавателей мастер-классов, Жозеф Надж, французский хореограф венгерского происхождения, показал мировую премьеру «Пензум», поставленную будто специально к столетию дадаизма, широко отмечаемого в прошлом году. Полюбившаяся петербуржцам Татьяна Чижикова привезла неожиданно малотанцевальный перформанс, посвященный архитектуре. Юные акробаты летали на батуте и без него в «Упсала-цирке», перформансы вышли из фойе Новой сцены Александринки в бары и на улицы… Лекции и творческие встречи проходили при переполненных залах.
И, конечно, финальный аккорд – «Мокьюментари», в котором Вим Вандекейбус использовал все выразительные средства современного театра по максимуму: и телесные возможности очень разных танцовщиков, и драматическую игру, и сценографию, погружающую зрителей в тот нездешний мир, куда случайно заброшены случайные люди – герои его притчи.
Вадим Каспаров, который, как обычно, выступал перед зрителями на протяжении всего фестиваля, признался, что выводя фестиваль на новый уровень и приглашая все больше зарубежных звезд, он делает это исключительно для развития российского современного танца. И фестиваль показал, что более молодая, всего лишь пятая по счету национальная платформа современного танца и театра Russian look вполне достойно выглядит на фоне более «старой», международной части фестиваля, уже девятнадцатого. Правда, от просто контемпорари танцовщики уходят все дальше и дальше – и в сторону танцтеатра, и в сторону современного синтетического театра, и, конечно, в сторону хорошо забытого, но некогда очень популярного в России пластического театра.
Елена Юшкова, специально для Когита!ру
Фото Дарьи Поповой