16-я «Радуга» открылась спектаклем Филиппа Жанти
Начало получилось ярким. Зрительный зал ТЮЗа трещал по швам, столько сюда набилось народа, жаждавшего увидеть представление мастера пластическо-музыкальных иллюзий Филиппа Жанти. Студенческая молодежь согласна была сидеть сидела на полу и в проходах, лишь бы увидеть спектакль знаменитого француза «Не забывай меня».
Известный кукольник, театральный экспериментатор, великий фантазер Филипп Жанти (Philippe Genty) впервые осуществил свой спектакль «Не забывай меня» в начале 1990-х и объездил с этой постановкой много стран. Потом спектакль играть перестали.
Пару лет назад Жанти встретил на одном из театральных фестивалей группу молодых норвежских артистов, которые его буквально заворожили, поразили своими возможностями. И он решил воссоздать с ними свою постановку. Но если раньше декорации были черными, то теперь они стали белыми, снежными, и актеры встали на короткие северные лыжи, заскользили по гладкому полиэтилену сцены.-
Некоторые впечатления зрителей нам удалось записать после спектакля:
– Я счастлива, что попала на этот удивительный спектакль, – сказала молодая зрительница Софья. – Я «болею» театром и, в частности, творчеством этого режиссера много лет, еще с тех времен, когда мама водила меня в ТЮЗ в детскую студию к Зиновию Корогодскому. Еще в детстве я поняла, что настоящий театр – это магия, удивление, потрясение, и это гораздо больше, чем разыгранные на сцене ситуации и обозначенные жизненные коллизии.
– Я половину спектакля даже не понимала, что часть действующих лиц на сцене – это куклы, которыми управляют актеры, – удивлена другая зрительница постарше. – Я и смеялась, и плакала, и как-то свою молодость вспомнила. И грустно было, и страшновато, и весело. Столько ассоциаций!
Актеры остроумны, отлично владеют своим телом, иногда произносят слова, порой поют песни, а главное, поражают своими движениями, удивительной пластикой – то пугающей обезьяны в лиловом, то птиц, то ангелов, то цыплят с мужскими головами, то странных фигур с огромными полощущимися крыльями, которые превращаются в паруса, в гигантские раковины, в стихию воды и ветра.
– Не надо искать тут обязательно какие-то смыслы, скорее всего, их даже нет. Мы предоставляем возможность зрителям самим домыслить каждому свою историю, построить свои ассоциации. Жанти считает, что в спектакле должен быть воздух для фантазии и собственного сюжета, – говорит директор спектакля Марин Сервен.
После Петербурга спектакль «Не забывай меня» отправился в Псков, где сегодня (1 июня) будет сыгран на сцене драматического театра. Потом группу Филиппа Жанти ждут в Воронеже и Екатеринбурге. А самое первое выступление этого турне по России состоялось в Москве на сцене театра Моссовета на Чеховском фестивале, и тоже вызвало восторженный прием.
***
Зрители фестиваля также успели познакомиться с очень любопытным спектаклем Вильнюсского городского театра ОКТ «Юлий Цезарь». В нём дана совершенно неожиданная современная, жесткая, полная сарказма трактовка известной пьесы Шекспира.
Еще один вариант побившей рекорды зрительского внимания пьесы Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски» представил зрителям польский театр Studio.
Критики и зрители оценили, безусловно, очень интересные, экзотичные по звучанию японские спектакли: театр «Коноситаями» из города Киото показал два спектакля «Бумажный шар» по пьесе японского драматурга Кунио Кисида и «Медведь» по Антону Чехову.
– Эти две пьесы объединены одной общей темой – взаимоотношений мужчины и женщины, – говорит режиссер-постановщик Хироаки Ямагути. – Язык драматургический, конечно, разнится, но можно найти и очень много общего, трогательного, иногда комического, иногда трагического. Чехов очень популярен в Японии, и мне очень он по духу близок и понятен.
Сегодня днём на сцене Учебного театра на Моховой будет показан спектакль Латвийского молодежного театра из Риги «Facebook. Postskriptum» в постановке Галины Полищук. Спектакль –специальный гость фестиваля «Радуга». В Петербург он приехал после участия в театральном фестивале «Радужный мост», проходившем с 19 по 24 мая в Крыму. «Facebook. Postskriptum» вызвал самый горячий отклик молодой публики в Латвии. И как оказалось, отлично понят и воспринят в Симферополе. Исследуется тема, что же такое социальная сеть: стирание человеческой индивидуальности, виртуальная придуманная жизь, мостик между людьми, которые не имеют времени и возможности увидеться и пообщаться в реальности?
Сегодня же на сцене ТЮЗа еще можно увидеть спектакль по Достоевскому «Карамазовы» в исполнении сербского театра «Славия» и спектакль «Школа для дураков» по Саше Соколову – это постановка Пермского ТЮЗа.