Все поправимо, кроме смерти
Пьеса «Временно недоступен» написана немецким драматургом П. Вюлленвебер, нашим современником. На афише указан возрастной маркер 18+, но произведение, в первую очередь, рекомендовано для семейного просмотра. Ведь недаром перевод пьесы опубликован в антологии «ШАГ 11+: Новая немецкоязычная литература», где находится 12 произведений для детей и юношества. Пьесы для детей – серьезная лакуна, которую необходимо восполнить, а спектакли для семейного просмотра – хороший вектор, который взял ТЮЗ.
В центре сюжета пьесы «Временно недоступен» – история дома, в котором происходит трагедия: погибает хранительница очага, отчего крепкая, казалось бы, семья, распадается. Творческая команда спектакля размышляет о хрупкости жизни и о том, как тяжело пережить потерю. Быть всегда в «зоне доступа» очень сложно – как взрослым, так и детям, и об этом необходимо знать, как родителям, так и подрастающему поколению.
Фраза «Временно недоступен», которую мы привычно слышим, если не можем дозвониться до абонента, звучит несколько раз в течение спектакля и, конечно, таит в себе гораздо больше смысла, чем кажется на первый взгляд. В спектакле «недоступны» все персонажи: постоянно работающий, а затем убитый горем отец, сын, дочь и бабушка. Совсем нелегок путь друг к другу, а формирование истинной привязанности и осознание ценности жизни приходит далеко не сразу.
Свои смешные, на фоне трагедии, переживания испытывает и второстепенный персонаж -влюбленная подруга девочки. Она пишет наивные стихи, в которых выражается разочарование и обида, мечты о любви. Героиню играет Ксения Мусатенко, исполняющая в спектакле еще несколько характерных ролей. В юности неразделенная любовь кажется самым большим несчастьем, которое может случиться, но на фоне семейной трагедии оказывается легкой, милой забавой. Масштаб страдания для каждого человека и для каждого возраста, несомненно, свой, но все же спектакль «Временно недоступен» рассказывает, что перенести юношеские переживания гораздо проще, чем думается.
Повествование в пьесе построено таким образом, что помимо диалогов, герои произносят внутренние монологи – озвучивают поток сознания, чувства, которые испытывают. Этот прием подчеркивает одиночество каждого и сконцентрированность исключительно на собственных переживаниях.
Труднее всех оказывается сыну, который начинает протестовать против жизни и ищет экстремальных ощущений – увлекается игровыми автоматами, бродит по железнодорожным путям, лазает по заброшенной фабрике. Нико играет Федор Федотов, и на протяжении спектакля его герой интенсивно меняется. Мальчик занимается хоккеем, хорошо учится в школе, но с потерей матери остается без жизненных ориентиров. Сестра Венья, которую играет Анна Дразнина, постарше, и переносит смерть матери сдержаннее. Бабушка Гертруда (в исполнении Анны Мигицко) помогает своему маленькому королевству встать на ноги и частично берет на себя функции матери. Семейная обида, которая создала брешь в отношениях бабушки и семьи дочери, оказывается настолько ничтожной перед смертью, что мгновенно нивелируется. «Все поправимо, кроме смерти» - такой лозунг транслируется режиссером, советующим успевать жить и любить.
Одной из хороших эмоциональных сцен спектакля оказывается эпизод с маминой одеждой, которую одевает Венья, желая вспомнить тепло и нежность матери, почувствовать ее рядом. Нико тоже оттаивает, когда видит, что можно на миг забыться, а боль разделить с близким человеком.
На сцене пустота, за исключением нескольких ящиков, превращающихся и в стол, и в гроб, и в рельсы. В правом углу – груда предметов, проход к которым закрыт перекрещенной красной лентой. Это пространство образно рисует ту заповедную зону в сердце и разуме героев, куда нельзя попасть, некий «шкаф со скелетами» и личными страхами каждого. В конце спектакля отец (в исполнении Андрея Шаповала) перерезает ленту, и герои переходят черту, отделяющую их друг от друга.
Спектакль репрезентирует несколько точек зрения и рисует каждого человека как личность – в этом несомненная заслуга режиссера и артистов. В одной из первых сцен постановки сообщается о том, что Санни (мать героев, которая так и не появляется в спектакле) попала в больницу, и артисты в течение нескольких минут рисуют психофизическое состояние своих героев. Сначала они ошарашены случившимся, не могут осознать, как перевернулся их мир, но через секунды поддаются эмоциям и начинают лихорадочно двигаться, не зная, что предпринять и как помочь. Понимание того, что от них ничего не зависит – пугающе, поэтому они вмиг становятся беззащитными и ощущает себя во власти судьбы. Вторая подобная сцена происходит, когда отец рассказывает о смерти матери. Боль утраты заставляет каждого переживать по-своему - это личное испытание для бабушки, мужа, сына и дочери. ТЮЗ рассуждает о семейных ценностях и учит справляться с болью даже тогда, когда кажется, что это невозможно.
Елизавета Ронгинская