01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Остров Милосердия: Пресс-тур в Волховский район

Вы здесь: Главная / Новости / Травелоги / Остров Милосердия: Пресс-тур в Волховский район

Остров Милосердия: Пресс-тур в Волховский район

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 22.10.2009 — Последние изменение: 23.10.2009 Когита!ру
Отчет Евгении Литвиновой о поездке в Волховский район Ленинградской области.

Эта октябрьская поездка была, как и предыдущие, организована "Зеленым Крестом" при поддержке ГУП «Водоканал СПб». Мы ездили в Волхов и Волховский район.

По сравнению с Подпорожским и Лодейнопольским районами Волховский район гораздо более удобно расположен с точки зрения развития промышленности, социальной сферы и туризма: близко и Петербургу, и к Новгороду.

На территории района находятся памятники древней столицы Руси - Старой Ладоги. Город своим именем и судьбою обязан реке Волхов, на берегах которой он стоит. По Волхову проходил путь из "варяг в греки". В XVIII веке река Волхов стала важным звеном одного из главных водных путей России - Вышневолоцкой системы. Было создано множество проектов для улучшения судоходства на реке.

В 1904 году при прокладке железной дороги Петербург-Вологда здесь возникла станция Званка, названная так по находившемуся вблизи одноименному поселению. В 1916 году от этой станции была проложена железная дорога на Мурманск. Город возник как посёлок строителей Волховской ГЭС, которая строилась с 1918 по 1926 год и была первой крупной ГЭС в России.

До 1940 год город назывался Волховстрой. Памятников старины в Волхове, родившемся из рабочего поселка, естественно, нет. Но интересные, достойные внимания места, необычные экскурсионные объекты есть. Важно, все ли делается в районе для того, чтобы «показать товар лицом», подчеркнуть его уникальность, привлечь инвесторов и туристов, удержать молодежь, предложив ей рабочие места, современную социальную инфраструктуру и досуг.

Волховская ГЭС создавалась по проекту инженера Г.О. Графтио. Здание станции - памятник конструктивизма - уверенно доминирует в панораме города. ГЭС можно посетить с экскурсией и увидеть до сих пор успешно работающее оборудование, выписанное из Швейцарии в начале 1920-х годов прошлого века (это особенно примечательно в свете недавней трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС).

 

Об истории города рассказывает краеведческий музей, расположенный в доме Генриха Графтио - автора проекта и руководителя строительства Волховской ГЭС.

Это здание, построенное в «шведском» стиле, необычно для наших мест. В России было два таких дома, один - на Волховстрое, другой - на Свирьстрое. Биография Г. Графтио отражена в фотографиях и документах, хранящихся в музее. Прямо внутри здания стоит огромный персональный автомобиль ЭМ-11 (знаменитая «эмка»), подаренный академику советским правительством в 1946 году.

В доме сохранился интерьер 1924 года - дубовый паркет, печи староголландского типа, камин. Стены особняка покрыты тонированной фанерой. Почти без изменений дошел до наших дней рабочий кабинет Г. Графтио, где хранятся его личные вещи, документы, библиотека на пяти языках.

 В экспозиции музея есть материалы, связанные с историей края в ХХ веке. Здесь можно узнать о развитии железнодорожного транспорта и строительстве станции "Званка", строительстве Волховской гидроэлектростанции и Волховского алюминиевого комбината. ГУЛАГа на территории района не было. В музее есть стенд, посвященный репрессированным волховчанам: строителям ГЭС, священнослужителям и раскулаченным крестьянам. Сотрудниками музея подготовлены новые экскурсии, но для реализации планов музея нужны деньги и внимание со стороны муниципальной власти.

Району пока не удается использовать преимущества, которые дает Старая Ладога. Туристы в Старую Ладогу приезжают ежедневно. Автобусы привозят и увозят по 100 000 человек в год. Но гости не останавливаются ни в Волхове, ни в Старой, ни в Новой Ладоге, а значит и не оставляют деньги в районе, хотя условия для ночлега с комфортом в Волхове есть. Туристам не предлагается программа на 2 дня, хотя продумать такую экскурсионную программу совсем не сложно. Нужно включить в тур кроме Старой Ладоги, осмотр ГЭС и посещение Троицкого Зеленецкого монастыря. Тем более, что до монастыря наконец-то можно добраться на машине.

Зеленецкий монастырь основан  в 1565—1570 гг. иноком Тихвинского Новгородского монастыря, Мартирием среди лесов и болот на широкой возвышенной поляне — "Зеленом острове".

Изначально все постройки монастыря были деревянными. Окончательный облик монастыря сложился в период его расцвета (с 1674 по 1695 гг.), когда его бывший инок, а затем игумен Корнилий, стал новгородским митрополитом.  В 1683 году строится в камне Благовещенская церковь, в 1684 году Свято-Троицкий собор. Вокруг монастыря возводятся стены, прокладываются дороги. В 1612—1613 годах, монастырь был разграблен и сожжен шведскими войсками, шедшими к Тихвину; в 18 веке только крупных пожаров за столетие случилось шесть; в 1937 году монастырь был разграблен, монахов вывезли из монастыря в неизвестном направлении, а монастырские постройки использовались в хозяйственных целях; в 80-е годы 20-го столетия монастырь и вовсе остался без хозяина и подвергся последнему разграблению.  В 1992 году монастырь был возвращен верующим. В нем начались реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор. Одна из главных достопримечательностей Волховского района утрачена, возможно, безвозвратно. Скорее всего, именно эта потеря сказывается на нынешнем депрессивном настрое волховчан, не пытающихся возродить район, смирившихся с низкими зарплатами, недостаточно развитой социальной инфраструктурой, с постоянным оттоком молодежи. Речь идет об уникальном проекте, задуманном и осуществленным отцом Алексием Колоколовым: о создании на диком острове, посреди реки Волхов, комплекса духовных и благотворительных учреждений, получивших в народе название "Остров Милосердия". Остается надеяться, что Остров Милосердия не умер, а лишь "затаился на время".

 

Сегодня попасть на остров, ставший в одночасье советским, а потом просто ничьим, можно только на лодке. Вот как писали о нем в самом начале XX века: "… Лепятся домики в таком причудливом виде, что, в общем, островок напоминает скорее громадных размеров детскую игрушку, чем людское обиталище. Домики разных величин, с угловатыми и просто круглыми окнами; крышами всевозможных наклонностей; над ними высятся разные башенки, чердаки, шпили. По фасаду у каждого домика имеется балкон или терраса… На острове два храма, их кресты высоко блестят на солнце. Словом, островок так чуден, что земной обыватель, смотря на него, невольно переносится мыслями в сказочный мир".

Увы, сегодня глядя на это поруганное место, переносишься в иной мир…

Главной мечтой отца Алексия Колоколова было создание места куда, как он говорил, "придет и страждущий телом, и страждущий духом, и неимущий, и обиженный судьбою, и старики, и дети, все жаждущие света для ума, тепла для сердца, помощи в бедствии, труда в безработице".

Для устройства такого места отец Алексий решил выбрать небольшой островок на Волхове при впадении в него речки Прусыни. В середине XIX века этот островок, площадь которого составляла чуть больше 4 гектаров, назывался Прусынским, был необитаем и почти весь покрыт лесом. Батюшке удалось выкупить островок у государства и приступить к осуществлению главной мечты - созданию центра милосердия и благотворительности.

На острове по проекту М. А. Щурупова, известного петербургского архитектора началось возведение комплекса благотворительных учреждений. В 1876 году была воздвигнута каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Тихона Задонского.

Была организована больница и община сестер милосердия для ухода за больными. С сестрами общины проводились занятия по латыни, анатомии, физиологии, фармакологии, гигиене и общей хирургии. По всем предметам сестры сдавали экзамены. В их обязанности входило дежурство по больнице, помощь на операциях, при приеме в амбулатории, приготовление лекарств в аптеке.

При больнице существовали хроническое отделение, аптека, стоматологический кабинет, фармацевтический кабинет и родильное отделение. Все было оснащено по последнему слову науки. В стационаре больницы поначалу находились 15 коек, всего же за год здесь пролечивалось до 300 человек. С годами эта цифра выросла во много раз. Все лекарства больничной аптеки отпускались бесплатно. Кроме того, по указу отца Алексия Колоколова на Успенском острове установился обычай "не отказывать в пище всем нуждающимся в таковой". Ежегодно услугами бесплатной столовой пользовались более 1500 человек, в числе которых были нищие, странники-богомольцы.

Действовала богадельня на 60 человек, дача для сирот-воспитанников Санкт-Петербургского Духовного училища.

В 1887 году о. Алексий открывает на острове детский приют, для которого строится отдельный двухэтажный дом. При приюте была организована школа, в нее же могли приходить не только опекаемые, но и все желающие учиться дети из окрестных деревень. Они осваивали грамоту, разного рода рукоделия и ведение домашнего хозяйства. Мальчики с 12 лет начинали изучать ремесла, причем каждый сам выбирал себе ремесло по душе. На острове такой выбор был возможен. Были свои мастерские и мастера: столяры, маляры, печники, плотники, булочники-пекари, кузнецы, водопроводчик, машинист, сапожник, огородник. Мальчиков, имеющих склонность к технике, летом обучали работе на пароходе, готовили к поступлению в состав добровольного флота. В летнее время все мальчики от 12 лет обязательно работали на огороде под присмотром специалистов. Существовала своя ферма, для работы на которой был даже приглашен специалист из Голландии. Закупались лучшие породы коров. Существовало на острове и свое пчелиное хозяйство.

Детей также обучали пению. Девочки дополнительно обучались просфорному делу, выращиванию цветов, флористике, вышиванию золотом, вязанию чулок на машине и руками, плетению кружев. На девочках лежали заботы по дому: мытье полов и окон, заправка ламп. В летнее время старшие девочки участвовали в полевых работах: пололи, собирали сено, жали рожь и овес. Так же они по очереди работали в аптеке и прачечной. Те девушки, которые изъявляли желание поступить в будущем в сестры милосердия, добровольно ходили на занятия по латыни и несли дежурство в больнице. Своего капитала приют не имел, содержался на общие средства острова.

 Для немощных, престарелых, слепых, убогих и психически больных была организована богадельня, для которой в 1902 году был воздвигнут двухэтажный полукаменный дом на 52 комнаты и 2 общих больших палаты, в которых жили 68 человек. К богадельне относилось хроническое отделение, где находились неизлечимо больные пожилые люди. В богадельне призревались около 100 человек, в возрасте от 14 до 94 лет.

Деятельность острова приобретала все более широкий размах.  Благотворительные учреждения росли на острове одно за другим. На территории, принадлежавшей общине Успенского острова, был выстроен скотный двор на 60 голов рогатого скота, 20 лошадей и 70 овец. Для хранения провизии был оборудован ледник. Община возделывала обширные поля и огороды, занималась вырубкой и заготовкой леса .

Отец Алексий и приезжающие к нему на остров жили в каменном доме, который стоял рядом с храмом Успения Божией Матери. К дому с западной стороны примыкала широкая деревянная терраса с видом на Волхов, с юга – роскошный цветниик. Также на острове находился двухэтажный каменный дом с квартирами для священников и диакона. Имелась и деревянная часовня с легкой колокольней во имя свт. Митрофана Boронежского, предназначенная для выноса усопших. Был деревянный дом для учеников Санкт-Петербургского Александровского духовного училища. На особой деревянной башне, построенной вблизи места, на котором о. Алексий предполагал в будущем строить собор, висел колокол в 800 пудов – дар Императора Николая Александровича.

В слове на отпевании у гроба почившего старца протоиерея Алексия Колоколова 31 января 1902 года было сказано: "Отошел в вечность человек, всю жизнь работавший для вечности: любвеобильный благотворитель, пламенный молитвенник, очиститель совестей, истинный пастырь душ".

 

Восстановление острова Милосердия могло бы стать для волховчан главным направлением развития, изменив не только материальную, но и духовную жизнь в районе.

Возрождение Волховского района вряд ли возможно без решения практических задач сегодняшнего дня (например, создание новых туристических маршрутов и зон отдыха для пополнения районного бюджета, привлечение инвесторов). Но необходимо видеть и отдаленные цели: менять представления жителей района о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Иначе никакие памятники истории и культуры не помогут, и будет по-прежнему один из городов Волховского района,  Новая Ладога,  лидировать в такой малопочтенной области, как детская наркомания.

 

comments powered by Disqus