01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Не дискурсы, а Гулаг

Вы здесь: Главная / Лица / Колонки / Ирина Суслова / Не дискурсы, а Гулаг

Не дискурсы, а Гулаг

Автор: Ирина Сусслова — Дата создания: 17.04.2010 — Последние изменение: 17.04.2010
Участники: Фото: ЕУСПб
Когита!ру
15 апреля 2010 в Европейском Университете происходило обсуждение 100-го номера «Нового Литературного Обозрения». Своими впечатлениями делится Ирина Суслова.

 

 

 

15 апреля 2010 в Европейском Университете состоялось обсуждение сотого номера «Нового Литературного Обозрения» при участии главного редактора «НЛО» Ирины Прохоровой.

Дискуссия под грифом "Советское общество как «закрытое общество»?" выступала продолжением студенческой и аспирантской конференции «Конструируя «советское»?», которая открылась в ЕУСПб днем 15 апреля.

На дискуссии было много иногородних студентов (из Ростова-на-Дону, Перми), представлявших доклады на конференции, но других участников было совсем немного. По слухам, часть студентов ЕУ в принудительном порядке согнали на встречу с В.Д. Зорькиным, председателем  Конституционного суда, которая проходила в соседнем зале.

Вел дискуссию Борис Колоницкий. Ведущая роль принадлежала активу – студентам ЕУ, прочитавшим хотя бы одну статью из свежего номера "НЛО" и представляющим её публике на обсуждение. Большинство участников статей не читали, и обсуждение было вялым.

Наукообразность утомляла, как и то, что каждое второе выступление начиналось словами «на самом деле».

Зал по-настоящему оживился один раз при обсуждении статьи Галины Орловой «Заочное путешествие»: управление географическим воображением в сталинскую эпоху.

Смысл этой статьи в том, что в конце 1940-х и начале 1950-х детям в СССР на школьных уроках и на занятиях в кружках активно предлагалось совершать воображаемые путешествия по СССР. «Для всех групп отправным пунктом путешествия избирается Ленинград, конечным – Магадан». Разумеется, в течение игры-путешествия дети не заезжали в концлагеря и в спецпоселения. Сплошь романтика и описание суровой северной природы. Возник спор по нескольким вопросам.

Возможно ли так преподавать географию и воспитывать через нее патриотизм? - Это же страшно. Такие игры хороши для проведения досуга, особенно если поехать никуда нельзя. Патриотизм воспитывать не надо.

Могут ли современные дети рассказать о географии своей страны больше, чем местоположение своей "малой родины» (дома) и общие размеры России (самая большая)? - Не могут. Ну и ладно.

Упоминать на уроках Гулаг? - В Перми проводятся виртуальные поездки по местам Гулага – так почему нет?  Ведь это было.

Тема географии почему-то зажгла. А Гулаг возник в беседе ещё раз: концлагеря – это модернизация советской экономики? её инновация? отличительная особенность?.. А стахановское движение?

Плюс статьи Галины Орловой был в том, что её можно было читать без напряжения.

Другую статью Б.И. Колоницкий открыто признал суховатой и неяркой – вместо блестящей интеллектуальной игры на бумаге, которой она могла бы стать.

Было ощущение, что ведется беседа о проблемах и повседневности чужих дурачков – эдаких  эсхатологических фанатиков.

Мы, научная молодёжь, серьёзно обсуждаем многозначность антропологического и процессы «открывания» и «закрывания» обществ… Не зря хлеб едим. 

Впечатление осталось, как и от самого НЛО – хорошо, но занудно.

А потом был фуршет.

comments powered by Disqus