01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

«Ян был здесь…»

Вы здесь: Главная / Новости / Травелоги / «Ян был здесь…»

«Ян был здесь…»

Автор: Галина Артёменко — Дата создания: 23.09.2015 — Последние изменение: 24.09.2015 Когита!ру
Весь 2015 год в Финляндии проходит под знаком юбилея Яна Сибелиуса. 150 лет со дня рождения – нешуточная дата. Наш специальный корреспондент Галина Артёменко продолжает делиться последними финскими впечатлениями.

Ранее на Когита!ру: Кофе с тортиком в бывшей тюремной камере 

В Финляндии юбилейные события проходят без пафоса, но с выдумкой. И с пользой для окружающей среды. В буквальном смысле слова. Вот знаете, почему Симфонический оркестр Лахти весной приезжал к нам, чтобы играть в Большом зале Филармонии музыку Сибелиуса, на Аллегро, а не на самолете или автобусе?

Потому что Симфонический оркестр Лахти участвует в долгосрочной экологической акции, призванной сдерживать глобальные изменения климата. Куратор – студентка Технологического университета Лаппеенранты Пильви Виролайнен. «Артисты являются мощными лоббистами», – говорит она. Вот решили поехать на поезде – потому что это боле экологично, чем самолет или автобус. И можно еще на электронные партитуры перейти, чтобы бумагу не тратить. А еще – участвовать в покупке через Сеть деревьев для посадки вместо вырубленных.  Результаты акции Пильви обещала доложить к ноябрю – это ее дипломная работа.

А оркестр продолжает играть. В замечательном и неповторимом Сибелиус-Холле. Когда-то  кирпичные здания на берегу озера Весиярви (тоже, кстати, спасенного экологами  Европы от катастрофы – зеленых водорослей и ила) были фабрикой. Старые дома удачно вписали в новый проект – грандиозного сооружения из камня, стекла и дерева – концертного зала, вошедшего в десятку лучших в мире по акустическим свойствам, выставочного и общественного пространства, репетиционных классов, артистических и т.д. Теперь Сибелиус-Холл – один их символов Лахти, да и всей Финляндии. Когда темнеет – на потолке, как на небесном своде, загораются лампочки-звездочки. Говорят, именно так стояли звезды в небе Финляндии, когда Сибелиус появился на свет.

Ежегодный музыкальный Сибелиус-фестиваль для стотысячного Лахти – событие. В этом году все билеты на юбилейный – Сибелиус-Холлу-15, композитору-150 – были проданы в начале зимы. Сорок процентов гостей приехали из разных стран. На одном из концертов фестиваля играл знаменитый Лондонский симфонический оркестр – Оркестр BBC.

Состав публики – очень немного молодежи и людей среднего возраста, очень много пожилых и ну очень пожилых людей. После концерта была вечеринка с джазом. Пожилые люди с бокалами вина пританцовывали, хлопали, кто-то, сидя в инвалидном кресле, мог только слегка прихлопывать рукой. Это было круто.

Среди музыкантов Симфонического оркестра Лахти – люди со всего света, концертмейстер – петербуржец, скрипач, состоявшийся как артист в оркестре Мариинского театра Кирилл Терентьев. «Хочу пожить в другой культуре», объясняет свой выбор музыкант.

С оркестром BBC выступал скрипач Сергей Малов  тоже петербуржец по рождению, наполовину венгр, ныне живущий в Берлине. Потрясающего Малова можно будет услышать и у нас – на ежегодном фестивале «Площадь искусств» в декабре.

Ну, что еще рассказать про то, как финны отмечают юбилей своего национального достояния? Вот решили вы посидеть на Эспланаде у фонтана в дорогом старинном кафе. А там из-за угла нарисованный Ян с бокальчиком выглядывает. Бывал, выпивал, как же. И на заборчике вокруг кафе написано «Ян был здесь».

Ян много где бывал, так как знал толк не только в сочинении музыки, но и в напитках, сигарах, застольных разговорах. Вот отель «Камп», где с друзьями немало времени провел Сибелиус. В частном собрании сохранилась картина Акселя Галлена «Симпозиум», где изображены вдохновенные, но явно не вполне трезвые сам художник, Сибелиус и дирижер Роберт Кайянус.

В противоположном конце Эспланады – здание Шведского театра. Здесь впервые прозвучала «Финляндия». После манифеста, ограничивавшего автономию Финляндии в 1899 году, многие финские СМИ, активно публиковавшие протестные материалы, пострадали: журналисты в результате оказались без работы. В театре поставили серию спектаклей-пантомим для поддержки журналистов, Сибелиус сочинял к спектаклям музыку. Так появилась знаменитая «Финляндия»…

Одна из важных точек маршрута «Ян был здесь» – Хельсинкский университет. Сибелиус лишь год отучился здесь на юридическом факультете, но потом музыка взяла верх, и он покинул университетские стены, но остался там навсегда – в великолепном зале университета, где Сибелиус бывал неоднократно (здесь устраивались концерты), в 1905 году появились росписи Ээро Ярнефельта, посвященные значимым событиям в жизни университета. На одной из них изображено шествие горожан в честь открытия старейшего и крупнейшего университета страны в Турку в 1640 году. Художник среди знатных горожан изобразил и Сибелиуса – вот он в плаще и со шпагой. Все картины в этом зале погибли во время бомбежки Хельсинки самолетами советской дальней авиации в 1944 году, когда потолок зала провалился, и всё было в огне. Воссоздана в 1947 году была лишь эта картина…

Ээро Ярнефельт – родной брат Айно Сибелиус, жены композитора, без любви и самопожертвования которой Ян не стал бы тем, кем он стал. Сибелиус писал о жене: «Айно великая». А она сама вспоминала, как по ночам не спала, прислушиваясь к тишине, в которой муж сочинял симфонии. Сибелиус не разрешил провести водопровод в их усадьбу «Айнола», где они много лет прожили с детьми. Мешал шум водопровода.  Сибелиус мог сочинять только в абсолютной тишине. Айно провела воду лишь после смерти Яна. Но зато был телефон – мало ли что. Было и удивительное водоподводящее сооружение с нагревательной системой в бане около усадьбы, там можно было принять вполне комфортабельную ванну.

Усадьба «Айнола»  в Туусулу – семейное гнездо Сибелиусов – стала музеем в 1974 году. Старинный дом сохраняет в себе все до мельчайших подробностей. Вам покажут футляр, где хранилась скрипка композитора, на которой ныне играет его внучка, кантеле, которое ему подарили благодарные граждане. В гостиной на том же самом месте, что при жизни хозяина, стоит «Стейнвей», подаренный Сибелиусу 100 лет назад, когда композитор отмечал своё 50-летие. Сто сорок поклонников его творчества собрали средства и купили рояль, а Сибелиус тогда был весь в долгах и судебные приставы хотели инструмент в счет их погашения забрать, но граждане погасили долги композитора… Покажут вам и зеленый камин: Сибелиус хотел, чтобы камин непременно был зеленым, в тональности фа-мажор. Он вслед за Гёте и Скрябиным видел звук в цвете. «Айнола» открыта для посещения с мая по октябрь.


Айно была утонченной красавицей до самых последних дней, возраст добавлял к ее красоте лишь новые оттенки. Финны в юбилейный год посвятили жене Сибелиуса специальную выставку в Ярвенпяя. Там, в частности, были представлены и ее украшения. Например, колье, которое передавалось от невесты к невесте из поколения в поколение – его надо было надевать на свадьбу. Но Айно не надела – жених Сибелиус его дома забыл…

А вот общедоступную выставку «Мир Яна Сибелиуса», что в мэрии Хельсинки, уже свернули. Я успела посмотреть. Она была посвящена, как написали организаторы, «влюбленному в игру на скрипке человеку, который стал не юристом, как изначально планировалось, а композитором». Там среди экспонатов, видео, инсталляций был представлен школьный проект. Ребята 9-11 лет создали композиции в сигарных коробках, посвященные финской природе. Почему в сигарных? Да потому что любивший Финляндию, и ее природу главный финский композитор обожал курить сигары. Кстати, в «Айноле», в одной из комнат, у него было шесть пепельниц – под настроение. И жена угадывала настроение мужа в зависимости от того, в какой из пепельниц лежал пепел.


Галина Артеменко, Когита!ру. Фото автора

comments powered by Disqus