Возрождение православных монастырей на Северо-Востоке Ленобласти
При Советской власти вся территория Ленинградской области за исключением Карельского перешейка осваивалась как промзона, как место для лесозаготовок. На северо-востоке вдоль берегов Свири, Паши, Ояти тянулся Свирьлаг.
Я была в этих местах в 2003 году. На разбитых дорогах встречались только лесовозы. Поесть было негде, остановиться можно было в гостинице, но там не было горячей воды (впрочем, как и во всем городе: при строительстве Подпорожья вообще не предусмотрели горячего водоснабжения). Старинные деревянные церкви Подпорожского района были на месте (некоторые даже использовались по назначению), но в Александро-Свирском монастыре располагалась психиатрическая лечебница (прежде там была пересылка Свирьлага), от других монастырей оставались только стены.
Сейчас мы увидели совсем другой Северо-Восток Ленинградской области. Всего один лесовоз, зато множество туристических автобусов с паломниками ехали по вполне приличной дороге. Небольшие, но весьма комфортабельные (и недорогие) гостиницы, по словам обслуживающего персонала, заполнены круглый год. Три монастыря Лодейнопольского района местными властями позиционируются, как малое Серебряное кольцо России, разработаны маршруты для удобного посещения каждого. Монастыри оказались «точками роста», той ниточкой за которой потянулись все остальные изменения: для туристов появились новые места отдыха, для местных жителей – хорошая работа.
Первая точка нашего маршрута –
деревня Сторожно Волховского района, расположенная на отшибе, на Стороженском
полуострове. Место труднодоступное и этим уникальное: сохранились те животные и
растения, которых уже нет в других местах, где природа пострадала из-за
лесозаготовок. Мы знали, что на полуострове увидим действующий маяк и
полуразрушенный монастырь. Каково же было наше изумление, когда мы встретили
строительную бригаду возле собора, вокруг которого поставлены «леса»! Многое
уже сделано: все выглядит гораздо лучше, чем на фотографиях двухлетней давности.
Об основании здешнего монастыря существует такое предание. На мысе Сторожно
жили некогда разбойники, которые занимались грабежом проходящих в то время
судов из Свири в Волхов. Впоследствии атаман разбойников раскаялся, основал иноческую обитель и постригся в ней
под именем Киприана. Видно, что строили собор люди совсем простые и
необразованные: алтарь расположен в углу, лестницу на второй этаж забыли
выстроить и попадали туда через окно. Но, возможно, именно благодаря этому
здание выглядит очень трогательно: чувствуется усилие, которое потребовалось
для возведения монастыря прямо на берегу Ладоги. Сейчас в деревне зимой живет,
к сожалению всего 25 человек. Все остальные (а деревня выглядит богатой и
ухоженной) – дачники. Чтобы люди захотели там жить постоянно, нужны школа,
медпункт, транспортное сообщение.
Дальше мы отправились в Александро-Свирский
монастырь. Это место находится в 18 километрах от
города Лодейное Поле, в поселке Свирская Слобода, у старого тракта, идущего на
Олонец.
Основание монастыря легенда связывает с приходом на берег Рощинского озера в
1484 году валаамского монаха Александра, срубившего здесь деревянную келью и
первые семь лет жившего в одиночестве.
Архитектурный ансамбль Александро-Свирского монастыря составляют
Троицкий и Преображенский монастыри, сооруженные на берегу Рощинского озера в
Старой Слободе. Самым древним строением монастыря является каменная церковь
Покрова Божией Матери, построенная в 1533 году. Церковь с трапезной и звонницей
выполнена в Новгородском стиле. Каменный Преображенский собор с приделом
преподобного Александра Свирского (1644г.). Каменный собор Живоначальной Троицы
построен в 1791 г.
Церковь пророка Захарии и Елизаветы построена в 1685 г. Церковь Иоанна
Дамаскина построена в 1718 г.
Каменная часовня Св. Троицы построена
на том месте, где, по преданию, преподобному Александру Свирскому явилась
Пресвятая Троица. Большая часть
монастырского архива сохранилась и размещена в Национальной публичной
библиотеке, библиотеке РАН и в трех исторических архивах Санкт-Петербурга.
Два других монастыря малого Серебряного кольца – это Покрово-Тервенический и Введено-Оятский Островский женские монастыри.
Покрово-Тервенический женский монастырь примечателен прежде всего тем, что построен с нуля в последние годы. В деревне Тервеничи Лодейнопольского района появилась самая молодая женская обитель Санкт-Петербургской митрополии - Покрово-Тервенический монастырь. Монастырь отсчитывает свою историю с 1 июня 1991 г., но Тервенический погост упоминается уже в 1137 г. в уставе Новгородского князя Святослава Ольговича, где описаны все погосты Приладожья и Прионежья. Тервенический погост был крупным административно-территориальным и торговым центром, объединявшим в разное время десятки, а временами и сотни окружающих деревень. Но от прежних времен ничего не сохранилось. Все пришлось делать заново.
Введено-Оятский Островской женский монастырь. В 200 км к северо-востоку от Петербурга на берегу реки Оять расположен монастырь, известный как Введено-Оятский. Раньше он назывался Введенский Островской. Время основания Введенского Островского монастыря с точностью неизвестно. Как видно из жития преподобного Александра Свирского, монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены. Сейчас это какой-то очень «питерский» комплекс зданий. Прежде всего подкупает родное сочетание желтого и белого. Вообще приятно смотреть на отремонтированные здания, песчаные дорожки, нарядные клумбы. Во всем чувствуется внимание к деталям.
Петербуржцы привыкли с детства, что отдыхать можно только на Карельском перешейке. Остальные места десятилетиями были не пригодны для нормальной жизни. Что творится рядом с нами в других районах, мы по-прежнему не знаем и об этом не задумываемся. Но каждый участок территории Ленинградской области решает один и тот же вопрос: на что ориентироваться в дальнейшем развитии. Надо ли настаивать на сохранении никому не нужного предприятия, требовать работы и зарплаты и ждать приезда Путина - или попробовать пойти по иному пути? Опыт Лодейнопольского района показывает, что выбор есть у каждого. Для религиозного человека путешествие к православным святыням наполнено глубоким смыслом. Но и для светских людей (каковыми оказались питерские журналисты) – это очень ценный опыт. Мы увидели, как по-разному можно организовать жизнь на одной и той же территории. Наметился путь, который выбрали таежные районы северо-востока Ленинградской области: от полного уничтожения человека и всего вокруг к устойчивому, гармоничному развитию в согласии с окружающей средой. Пока это только первые шаги в нужном направлении.