"Дайте-делать": что надо почитать, чтобы понять Михаила Ходорковского
Говорят, когда-то Ходорковский посоветовал Владимиру Путину прочитать роман Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Даже если он и не делал этого сам и непосредственно, идея такого предложения выглядит вполне правдоподобно. "Атлант расправил плечи" - это манифест бизнеса и финансовой аристократии, свободного рынка и естественной конкуренции, исключающих государственное вмешательство в дела экономические. Он делит мир тех, кто принимает решения, на грабителей и атлантов: причем грабителями, в отличие от обыденного представления выступают не капиталисты, а те, кто кричат об общественном благе и требуют от честно зарабатывающих свои состояния бизнесменов "поделиться".
Роман Айн Рэнд - в художественной форме изложенная теория "laissez-faire" (от фр. "позвольте делать"), идеология либертарианства, свободной рыночной экономики, в которую ни при каких обстоятельствах не должно вмешиваться государство. Внутренние механизмы конкуренции позволяют при такой системе регулировать производство и рыночный обмен, так что в итоге всем хорошо - достаточное количество продукции поступает на рынок по самой адекватной цене. Либертарианство и либерализм в экономике ведут свою историю от Адама Смита (XVIII в.), который первым объяснил работу свободного рынка. В то же время, что вышел роман Айн Рэнд (1957 год), свободу рынка и невмешательство государства в его дела отстаивали экономисты Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Первый, кстати, пришел от романа в восторг и даже написал его автору отдельное благодарственное письмо.
Никакой благотворительности
Главная идея книги - за все надо платить, и никто ничего не должен получить бесплатно, даже в том случае, если этот кто-то "нуждается". Идеи социальной справедливости вызывают настоящую ярость у американской писательницы - тот факт, что человечество в подавляющем большинстве привыкло халявить и получать блага только по факту собственной убогости ("я слаб, поэтому ты, как сильный, обязан поддержать меня"), она клеймит не только на примере отношений бизнеса и общества, но и на примере личных отношений людей. Любовь незаслуженная, любовь просто так не имеет права на существование - любовь, также как и деньги, надо заслужить, заработать. В то же время, общество привыкло требовать благотворительности - и в экономике, и в личной жизни.
Капиталисты, те, кого в других книгах могли бы назвать грабителями и кровопийцами, в книге Рэнд полностью реабилитируются. Она убеждает всех, в том числе самих капиталистов, в том, что быть богатым и успешным - не преступление, а заслуга; что они - благо, мотор общественного развития. Если выключить этот мотор - мир ждет полный коллапс. Это и происходит в антиутопии "Атлант расправил плечи" - крупные промышленники уходят с арены, исчезают, перестают лить сталь, строить дороги, добывать нефть. К власти приходят сторонники теорий социальной справедливости и общественного блага. В результате страна (США) оказывается повергнута в хаос, все разваливается, наступает голод, отключается электроэнергия и т.д.
Надо сказать, что написанный в 1957 году роман, - это гимн индустриальной эпохи. Атланты, которые держат на своих плечах мир, - крупные промышленники, производящие настоящий продукт, вроде стали и нефти. В эпоху Интернета и биржевых спекуляций, когда все гораздо менее заземлено и более виртуально, книга выглядит немного устарелой. Хотя сохраняет актуальность сама постановка вопроса: благо ли - погоня за общественной справедливостью, или нужно дать атлантам делать свое дело в свое удовольствие и в конечном итоге на пользу всем, не требуя с них отвественности и "поделиться". Ограничение доходов одних, успешных предпринимателей, для того, чтобы "дать шанс другим", налоговые поборы, попытки государства контролировать то, куда и как расходуется произведенный продукт и заработанные на нем средства, - Айн Рэнд считает государственную систему отбора и перераспределения доходов "атлантов" грбежом и крайней формой несправедливости.
Для Рэнд вопрос о том, что лучше, даже не стоит, ответ ясен с самого начала. Ей не свойственны никакие метания художественной литературы, в которой читатель по мере прочтения книги ищет ответ вместе с ее героями. Одна, но главная мысль, проталкивается автором во всех трех объемистых томах романа - дайте людям работать. Быть успешным и счастливым - не грех, грех - требовать "поделиться", не давая ничего взамен.
Страна победившей антиутопии
Неудивительно, что книгу Айн Рэнд любят и продвигают все сторонники свободной экономики. В нашей стране ее задача особенно актуальна: ведь серьезные ограничения на ведение бизнеса и вмешательство государства в его дела - очевидный факт. Не зря Михаила Ходорковского неоднократно сравнивали с центральным героем книги - Джоном Голтом. Джон Голт - это тот, кто запустил процесс остановки "двигателя", тот, кто бросил вызов системе социальной справедливости, убедив всех промышленников в необходимости уйти с арены и таким образом доказать свою незаменимость. Он отказался поддерживать грабительский режим и как-либо участвовать в порочной системе, отказался поддаваться и делиться с теми, кто не имеет на это никакого права. В то же время, Ходорковского можно сравнить и с другим героем - Хэнком Риарденом, изобретателем металла с уникальными свойствами, магната металлургии, который отказался делиться и попал под суд - хотя, в отличие от Ходорковского, он не стал себя защищать, таким образом вовсе не принимая правила игры корумпированной, порочной системы и не делая вид, будто правосудие в ней возможно. Для Риардена, однако, все заканчивается хорошо - отчасти благодаря общественной поддержке. Для Ходорковского - пока - нет.
Между тем, стройная идеологическая концепция романа Айн Рэнд не выглядит достаточно реалистичной. Возможно, из-за условности и упрощенности персонажей - герои либо однозначно положительные (атланты), либо однозначно отрицательные. Система - либо идеальна, либо нет. Никаких полутонов, из которых состоит реальная жизнь. Атланты не способны на подлость, а грабители - не способны на разумные суждения. Роль "толпы", "массы" в романе Рэнд вообще малопонятна - общественное мнение то используется как инструмент грабительских манипуляций, то все же выступает как некоторый ограничитель и этакая пугалка для грабительского правительства. Ведь именно наличие некой абстрактной общественности не позволило грабителям засудить Хэнка Риардена. Кроме того, Рэнд пытается сделать свою схему конкуренции как двигателя жизни универсальной - применяет ее и к творчеству, науке, личной жизни. В случае с творчеством у нее это получается не очень внятно - живущие по принципам laissez-faire гениальные композиторы, актеры и писатели в ее книге есть, но как их творческий процесс состыковывается с оголтелым капитализмом - понятно не очень. "Книги должны продаваться", - пишет Рэнд. В то же время, она отказывает массам в способности понять творческий полет. Стройная концепция бизнеса при попытке ее перенесения на другие сферы жизни все же не выглядит так убедительно.
Почему книга актуальна для сегодняшней России, хотя является продуктом Америки прошлого века? Кстати, там она является второй по популярности среди населения - после Библии. Чуть ли не 5% американцев прочитали эту огромную книгу. Россиянам тоже стоит прочесть ее, чтобы избавиться от шор и догм, воспитанных веками православия и десятилетиями социализма: таких как богатство и успех - зло, и бог (вариант - партия) велел делиться. Вполне протестантский идеал - работай и зарабатывай, и будь счастлив - неплохо бы принять и жертвам многолетних социалистических экспериментов. Ведь этот принцип уже функционирует в жизни - надо только признать его существование и начать радоваться жизни такой, какая она есть. Даже если нельзя принять всего, что Рэнд пропагандирует в своей книге, с одним можно согласиться точно: человек должен быть счастлив и у него есть права. Права на распоряжение своей жизнью и плодами своего труда.