Об отделении жизни от государства
Как сообщает Wikipedia, «В Контакте — социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным Alexa Internet, второй по посещаемости сайт России, Украины и Казахстана, третий по популярности в Белоруссии, 39-й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских высших учебных заведений, позднее — как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов».
Сегодня, однако, стало очевидно, что В Контакте – это не просто способ общения, но и площадка для предпринимательской, политической и общественной деятельности, по эффективности и насыщенности иногда даже более интересная, чем «живая». Правила игры на этой площадке несколько проще и прозрачнее, чем в реальном бюрократическом мире, вероятно, именно по этой причине огромное количество коммерческих и социальноориентированных проектов выбирают в качестве своей базы социальную сеть:
- Интернет-магазины. В Контакте существует огромное количество групп, которые фактически являются ставшими уже привычными Интернет-магазинами. Здесь можно купить новые и подержанные вещи, дизайнерскую одежду, самодельные украшения и предметы интерьера. При этом это могут быть представительства как официально существующих фирм, так и «самопальный» нигде не зарегистрированный бизнес.
- Курсы и образовательные программы. Поиск по группам В Контакте выдает также большое количество предложений образовательных услуг: курсы иностранного языка, компьютерной грамотности, игры на бирже, тренинги личностного роста и проч. Здесь также есть два подвида представительства существующих официально школ и агентств, так и «частные лавочки».
- Услуги. Парикмахеры, дизайнеры, портные, астрологи предлагают свои услуги. Большая часть этих людей не являются официально зарегистрированными предпринимателями.
- Удаленная работа. Специфически онлайновая сфера услуг, естественно, также богато представлена Вконтакте – обработка изображений в Photoshop, копирайтинг, графический дизайн, услуги по продвижению сайтов и т.п..
- Гражданская активность. Вконтакте с его огромным количеством пользователей во всех регионах России стал популярной площадкой оповещения о мероприятиях и гражданских акциях. Многие группы фактически действуют как альтернативные СМИ.
- Специфически «контактовская» кооперация. Система рейтингов, приложний, платных услуг Вконтакте порождает также специфические формы кооперации пользователей: например, работа «за голоса» для повышения рейтинга своей страницы, объединение для приобретения бонусов в онлайн-играх и проч.
Фактически социальная сеть стала версией «всея Сети» с единообразными страницами, единой системой поиска и регистрации. Все виды развлечений, работы и образования представлены в одном месте в стандартизированном виде, что делает необязательным даже брожение по «большому Интернету».
Почти во всех перечисленных категориях присутствуют как представительства офлайновых, официально зарегистрированных фирм и организаций, так и преимущественно виртуальные, нигде не зарегистрированные предприятия и объединения людей. Так, для некоторых фирм – юридических, бухгалтерских, операторов в сфере недвижимости – В Контакте является дополнительным и очень выгодным способом продвижения товара (услуги) в Интернете: на этой ниве им также помогают профессионалы в сфере Интернет-маркетинга. Эта сфера не так интересна, как спонтанная и не всегда официально регистрируемая бизнес- и общественная активность, разворачивающаяся в социальных сетях.
В материале «Государство и малый бизнес: рука дающая и рука карающая» Андрей Щербак отмечает, что для многих начинающих предпринимателей ведение бизнеса в Интернете становится спасительным трюком, помогающим избежать издержек на освоение отечественной бюрократической системы. В Контакте – один из каналов такого спасения, к которому часто прибегают индивидуальные предприниматели или кооперативы из нескольких человек, чьи обороты не слишком велики. В такой форме находят своих клиентов, например, частные курсы иностранных языков, парикмахерские услуги на дому, торговля одеждой и аксессуарами (которую предприниматели малыми партиями закупают за рубежом или собственноручно выискивают в секонд-хендах). Не исключено, что при успешном развитии событий такие неоформленные предприятия могут легализоваться, но на начальном этапе свободный и анонимный мир Интернета, позволяющий контролировать и осторожно выбирать контакты и заказчиков, становится своего рода бизнес-инкубатором со льготными условиями.
В социальных сетях активно развивается сектор удаленной работы в информационной сфере – копирайтинг, продвижение сайтов, графический дизайн. Интересно, что на этой ниве и работают профессионалы, для которых это является основной занятостью, а также пробуют свои силы начинающие и дилетанты – например, в деле обработки фотографий в Photoshop. Качество таких работ в последнем случае не всегда высокое, но и вознаграждение, скорее всего, требуется не денежное, а какое-нибудь виртуальное, востребованное в той же среде социальных сетей: голоса для повышения рейтинга и проч.
Обмен и кооперация в сфере виртуального общения также довольно бурные: например, незнакомые люди, играющие в игры, использующие приложения ВКонтакте, могут объединяться, добавлять друг друга в списки контактов только для того, чтобы приобрести определенные бонусы в игре и т.д. Но можно точно сказать, что социальные сети благодаря функции «приглашения на встречу» подстегнули невиртуальную жизнь: позвать публику на лекцию, выставку, волонтерскую акцию стало гораздо проще. Также можно довольно просто оповестить людей о каком-либо событии, не освещаемом в официальных СМИ, или даже достучаться до тех, кто не заглядывает на новостные сайты, но «сидит» Вконтакте. Например, довольно активно работают в сети «Вконтакте» петербургские общественные организации и движения, такие как «Живой Город», Центр экспертиз «ЭКОМ», инициатива «Синяя лента», всероссийская инициатива в защиту озера Байкал (Защитим Байкал и Иркутск!) и другие. В последнее время пресс-релизы, статьи, объявления в рассылках все чаще снабжаются ссылками на встречу или группу В Контакте – именно этот ресурс становится основным носителем информации.
Естественно, не все пользователи социальных сетей, проявляющие виртуальный интерес к инициативам и событиям, могут преобразовать его в реальный. Тем не менее, обратная связь все же есть – социальные сети стали неоценимым подспорьем в деле распространения информации и мобилизации граждан.
Можно сказать, что, помимо того, что В Контакте и другие социальные сети являются уменьшенной и стандартизированной версией «большого Интернета», они являются еще и альтернативным, относительно свободным (пока) пространством разного рода деятельности – и коммерческой, и творческой, и гражданской. Сети привлекают начинающих предпринимателей и не облеченных властью и ресурсами активистов благодаря тому, что контроль государственных органов (пока) в Сети несколько ниже, а соответственно, меньше ограничений для творчества. Если так пойдет и дальше, то вся самая интересная жизнь перекочует в виртуальное пространство, и можно будет говорить о разделении жизни и государства.