Симпсоны: "Евгений Онегин" нашего времени
Первый сезон мультсериала "Симпсоны" появился на экранах в далеком 1990 году. Прошло уже 20 лет, а Симпсоны – придурковатая семейка из города Спрингфилд, США – продолжают пользоваться бешеной популярностью. Обезьяноподобный папа Гомер Симпсон, его несколько более разумная жена-домохозяйка Мардж, хулиганистый сын Барт, премудрая дочь Лиза, годовалая Мэгги, бестолковая собака и кот: все эти персонажи за 20 лет не только не постарели (выросли) за эти годы, но и не потеряли своей актуальности.
Популярностью, при этом, Симпсоны пользуются не только у жителей американской субурбии, которые вполне могут узнавать себя в этих героях. Поразителен тот корпус научной и околонаучной литературы, авторы которой вдохновлялись Симпсонами, исследовали Симпсонов, приводят Симпсонов в качестве эмпирического примера к своим теориям, полемизируют с Симпсонами, соглашаются с ними, и т.д., и т.п.
Все это, видимо, связано с тем, что Симпсоны – настоящая энциклопедия американской жизни последних двух десятилетий, в которой отражены все стороны жизни: и семейные, любовные, дружеские, соседские отношения, и политическая, юридическая, экономическая система, и духовная жизнь. Симпсоны следуют вполне традиционному укладу жизни. Они «религиозны» - то есть молятся перед едой и по воскресеньям (со скрипом) ходят в церковь. Вера в бога здесь не важна: для Симпсонов религия сводится к выполнению социальных ритуалов разного масштаба. Церковь – публичное место, в котором регулярно собираются представители местного сообщества, где можно поглазеть друг на друга, выставить себя (или кого-то другого) дураком, злорадно отметить, что кто-то на этот раз пришел без мужа (поссорились), послушать никчемные проповеди местного священника, у которого у самого проблем и недостатков хватает, в общем, культурно провести выходные. Молитва перед едой – способ сказать что-то важное членам семьи и утихомириться перед поглощением ужина. Научная литература, посвященная данной теме, многочисленна: "Религиозная риторика и комедийный фрейм в "Симпсонах" [1]; "У Симпсонов есть душа" [2]; "Благая весть по Симпсонам: духовная жизнь самой энергичной семьи в мире" [3] и многие другие.
Симпсоны, будучи жителями США, часто вынуждены иметь дело с законниками разного порядка. Они сами попадают под суд в качестве обвиняемых, где им "шьют" абсурдные дела нерадивые и довольно продажные полицейские, или наоборот, продвигают в судах нужные им решения. По ходу дела нам показывают адвокатов-аферистов, готовых поживиться за счет глуповатого населения, и судебную систему со всеми ее перипетиями и особенностями. И снова: "Симпсоны и закон: открытие истины и справедливости массам"[4], "Гомеров закон: изучение американской юридической культуры через призму Симпсонов" [5].
В качестве граждан США Симпсоны выбирают мэров, ссорятся за семейным столом из-за того, что мама и папа в предвыборных командах разных кандидатов, агитируют за избрание клоуна в Конгресс, а по ходу мы видим предвыборные пиар технологии, роль политики в жизни американских граждан, взаимоотношения политики и крупного бизнеса... И снова исследования: "Спрингфилдский полис: Симпсоны и обучение политической теории" [6], "Симпсоны и демократия: политическая апатия, популярная культура и обучение в течение жизни как сатира" [7].
Перечислять можно до бесконечности. Темы, на самом деле, из всех областей гуманитарного и не очень знания: на примере Симпсонов изучают понимание американцами экономики, семейных отношений, родительства, представления об окружающей среде, культуру общества потребления, роль телевидения, гендерные стереотипы, отношение к интеллектуалам, "народные" знания о науке и технике, постмодернистский кризис идентичности, систему образования и отношение к ней, образы Америки и других стран, - практически все, чем живет постмодернистский мир популярной культуры, можно изучать на примере Симпсонов [8]. Причем порой исследователи делают это с явно большим удовольствием и самоотдачей, чем с другими объектами: Симпсоны оказались идеальным объектом для социальных исследований, потому что вся их жизни видна как на ладони во всей ее многогранности, и они рассказывают о ней во всех подробностях.
Симпсоны живут в абстрактном Спрингфилде, которого нет, но который поэтому – везде. Члены семейства – также абстрактны, "идеальные типы" жены-домохозяйки, налегающего на пиво папаши, дочки-умницы и сына-хулигана. Авторы "Симпсонов" создали мир, отражающий современную культуру и общественное устройство (и США, и глобальное – с точки зрения США), но отражающий в кривом зеркале. "Комедийный фрейм", комическая рамка позволяют и жестко критиковать окружающую действительность, и достучаться при этом до сердец огромного количества людей. Симпсоны – кривоватый "Евгений Онегин" нашего времени. Такой же критичный, ироничный, всеобъемлющий, но гораздо более долгоиграющий и не в стихах.
"Симпсонов" в некоторых научных текстах также рекомендуется включать в учебную программу: по социологии и другим общественным дисциплинам, поскольку в мультсериале в компактном и утрированном виде показаны многие актуальные социальные особенности и противоречия. Однако, социологи не осознают опасности: если так пойдет дальше, они будут просто не нужны. Как и публицисты. Мультиндустрия неплохо справляется с их задачами: обнаружить и описать социальное явление, проанализировать его, донести до как можно большего количества людей. Переводить язык Симпсонов на научный едва ли есть смысл: эффективным языком общественной саморефлексии уже давно стала популярная культура, искусство, которое в карнавально-гиперболизированном виде преподносит обществу все то, что раньше можно было обличать или анализировать, подкрепляя десятками ссылок.
Так что ученым надо быть осторожнее с мультиками. Воспринимать их не как объект исследования, а как его альтернативную форму.
Ссылки:
[1] Religious rhetoric and the comic frame in The Simpsons, Lewis T.V. Journal of Media and Religion, 2002
[2] Simpsons Have Soul . Dart J. The Christian Century. 2001
[3] The Gospel according to the Simpsons: the spiritual life of the world's most animated family, Pinsky M. 2001
[4] The Simpsons and the Law: Revealing Truth and Justice to the Masses. Ho, K. UCLA Entertainment Law Review. 2002
[5] Homerus Lex: Investigating American Legal Culture Through the Lens of The Simpsons. Podlas К. Seton Hall Journal of Sports and Entertainment Law, 2007
[6] The polis of Springfield: The Simpsons and the teaching of political theory, Woodcock Р. Politics, 2006
[7] The Simpsons and Democracy: Political Apathy, Popular Culture, and Lifelong Learning as Satire.
[8] Совершенно невозможно удержаться и не привести здесь названия еще некоторых статей и книг, вдохновленных «Симпсонами»:
Prime-time subversion: The environmental rhetoric of the Simpsons. Todd A.M. 2002;
Individual and neo-tribal consumption: Tales from the Simpsons of Springfield. Cooper S., McLoughlin D. Journal of Consumer Culture, 2005
Imagining America: The Simpsons Go Global. Gray J. Popular Communication, 2007;
The Simpsons and Society: An analysis of our favorite family and its influence in contemporary society. Keslowitz S. 2003;
The Simpsons: Public Choice in the Tradition of Swift and Orwell. Considine J. The Journal of Economic Education, 2006;
School is hell: Learning with (and from) The Simpsons. Reeves M. Popular culture and critical pedagogy. 2000;
"Don't Ask me, I'm Just a Girl": Feminism, Female Identity, and The Simpsons. Henry M. The Journal of Popular Culture, 2007;
Homer Simpson Explains our Postmodern Identity crisis, Whether we Like it or not: Media Literacy after “The Simpsons”. Bybee C., Overbeck A . SIMILE: Studies In Media & Information Literacy, 2001;
“Are We There Yet?”: Searching for Springfield and The Simpsons' Rhetoric of Omnitopia. Wood A., Todd A.M. Critical Studies in Media Communication, 2005;
What's science ever done for us?: what The Simpsons can teach us about physics, robots, life and the universe. Halpern P. 2007;
Homer Economicus: Using The Simpsons to Teach Economics. Hall J. Journal of Private Enterprise, 2005;
From Father Knows Best to The Simpsons—On TV, Parenting Has Lost Its Halo. Kanner B. Taking parenting public: the case for a new social …, 2002;
Using" The Simpsons" to Teach Humanities with Gen X and Gen Y Adult Students. Fink MA, Foote DC. New directions for adult and continuing education, 2007;
Gender, politicians and public health: Using the Simpsons to teach politics. Woodcock P. European Political Science, 2008.