01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Успех Петра Налича и политика признания

Вы здесь: Главная / Новости / Тренды / Успех Петра Налича и политика признания

Успех Петра Налича и политика признания

Автор: Анна Желнина Дата создания: 10.03.2010 — Последние изменение: 23.03.2010
Победа Музыкального коллектива Петра Налича (МКПН) в национальном отборочном конкурсе Евровидения-2010 буквально взорвала Интернет-общественность и СМИ. Участники дискуссии высказывают полярные мнения о причинах победы такого неожиданного кандидата, да и сама оценка его деятельности колеблется от восторженных до нецензурных отзывов.

МКПН – широко известная в узких кругах музыкальная команда, чья история успеха не укладывается в привычные для российского шоу-бизнеса рамки: в 2007 году самодельный клип на песню «Гитар» музыканты выложили на YouTube (2836840 просмотров на 10 марта 2010), после чего социальные сети, блоги и прочие «народные» Интернет-ресурсы наполнились ссылками на эту композицию. После Интернет-успеха МКПН сопутствовал и концертный успех: билеты на концерты в московских клубах раскупались моментально, а довольные фанаты разучивали слова и распевали песни с приятными мелодиями.

При этом на FM-радио и тем более на телевидении МКПН желанными гостями не были, поэтому аудитория массовых СМИ и музыкальных радиостанций до последнего времени была лишена удовольствия познакомиться с творчеством артистов.

При этом на FM-радио и тем более на телевидении МКПН желанными гостями не были, поэтому аудитория массовых СМИ и музыкальных радиостанций до последнего времени была лишена удовольствия познакомиться с творчеством артистов. До тех пор, пока они не появились в эфире РТР на российском отборочном конкурсе «Евровидения», где в ходе всенародного голосования обошли всех конкурентов и получили право представлять Россию на конкурсе в Осло. Среди обойденных были как малоизвестные музыканты, так и протеже мастодонтов шоу-бизнеса, что добавило победе Петра Налича сотоварищи остроты.

Теории заговора и неподдельная радость

Дискуссия на страницах блогов и форумов в Интернете, действительно, развернулась показательная, содержащая много откровенно злобных и столь же откровенно восторженных отзывов, что, в какой-то мере, можно интерпретировать как показатель расслоения российского общества. Тем не менее, победу коллектива Петра Налича можно считать результатом настоящего общественного волеизъявления: ведь выбран он был не экспертной комиссией, а общим голосованием.

Остановимся подробнее на интерпретациях ситуации, которые предлагает российское сетевое сообщество.

Интерпретации в духе «всемирного заговора»:

- Петра Налича выбрали специально для того, чтобы не выигрывать на Евровидении: огромные средства тратятся на подготовку Олимпиады в Сочи, и второго мега-проекта бюджету РФ просто не выдержать.

- Победа МКПН – продуманная диверсия. Жертва диверсии – российский шоу-бизнес, имидж России на международной арене и т.д.

- Победа МКПН стала возможной в результате очередного флешмоба в Интернете и не характеризует реальных музыкальных пристрастий россиян.

Объяснения традиционные, «народные»:

- Победа неформатного участника – трагическая ошибка, которую не объяснить человеческой логикой.

- За победу МКПН были заплачены деньги, чтобы раскрутить команду на внутрироссийском рынке: т.е. это просто такой шумный способ вырваться из субкультурной Интернет-известности.

Объяснение квазипрофессиональное:

Заведомо неформатный участник, который, тем не менее, является интересным явлением с точки зрения музыкальной, не может претендовать на победу, что ясно всем. Поэтому действо приобретает характер символического плевка в сторону «Евровидения».

- Выбор Налича – способ показать свое отношение к изжившему себя конкурсу, который, по мнению многих, превратился в политизированную арену для выяснения отношений между государствами. Заведомо неформатный участник, который, тем не менее, является интересным явлением с точки зрения музыкальной, не может претендовать на победу, что ясно всем. Поэтому действо приобретает характер символического плевка в сторону «Евровидения».

Интерпретации одобрительные:

- Победа МКПН – победа всего нестандартного, творческого и интересного над пластиковой и единообразной российской поп-культурой, причем осуществленная при массовой народной поддержке.

- Качественный музыкальный продукт нашел дорогу к более широкой публике и сможет выйти за пределы круга активных Интернет-пользователей.

- Коррумпированная система отбора на телевидении также была преодолена, и наконец дорогу получили артисты, которых выбирают не продюсеры и телевизионные боссы, а аудитория.

Опасения:

- Некоторые блогеры, признавая интересность и небанальность выдаваемого Наличем музыкального продукта, предполагают, что продукт этот – сугубо национальный, и балканско-славянско-цыганские ритмы и сладкоголосое пение на нарочито ломаном английском не смогут покорить сердца европейских зрителей.

- Тонкая ирония и скрытый под грустной мелодией стеб, свойственный большинству композиций МКПН, могут оказаться непонятными широкой публике.

- Любители Налича также хватаются за сердце: попадание «в телевизор», да еще и на традиционно попсовый конкурс может нанести ущерб имиджу и дальнейшей судьбе коллектива как «музыки для своих» и «не для всех».

Маргиналы на ТВ и в жизни

Музыка и интонация МКПН попали «в нерв» определенному социальному слою, причем довольно обширному. Появившись в отборочном туре Евровидения, Петр Налич и команда фактически дали этому слою возможность громко, на всю страну заявить о себе.

На последнем  хочется остановиться подробнее. Действительно, феномен Налича как раз заключается в том, что в кои веки музыкальному коллективу не потребовалось усилий продюсеров, вложения огромных денег в рекламу для того, чтобы обрести по-настоящему народную популярность – конечно, в среде городской молодежи с доступом в Интернет. Музыка и интонация МКПН попали «в нерв» определенному социальному слою, причем довольно обширному. Появившись в отборочном туре Евровидения, Петр Налич и команда фактически дали этому слою возможность громко, на всю страну заявить о себе.

То есть не только Налич прославился, выступив на РТР, но и все его почитатели и сторонники – люди, чьи вкусы и интересы ранее на телевидении представлены не были. Молодежь, которая не смотрит телевизор, имеет приличный уровень образования, много общается в Интернете, критически смотрит на окружающую социальную реальность, отслеживает новинки неформальной культурной сферы – словом, те, кого иногда называют «Поколением Интернета», или креативным поколением. Как ни странно, официальная медийная культура на эту публику совершенно не ориентируется, от чего публика не очень страдает, имея свои параллельные сферы общения и культурного потребления.

Тот факт, что эта культура все же проникла на телевидение, пусть и благодаря вполне рациональному и понятному стремлению МКПН пробиться, хоть бы и с помощью Евровидения, на международный музыкальный рынок, нельзя не рассматривать как положительный момент.

Триумфальное явление этой части современной российской культуры на телеэкраны – это официальное признание факта ее существования, включение ее в более широкий культурный контекст, «размалчивание», если можно так выразиться. Тут можно провести аналогию с идеями, высказанными в знаменитой работе Чарльза Тейлора «Политика признания»: в этой книге Тейлор отметил необходимость признания самобытности культуры определенной социальной группы для полноценного ее существования. В случае с культурами мигрантов, например: на государственном уровне необходимо признать самобытность их культуры, ее право на существование наравне с другими культурами в рамках национального государства для того, чтобы эта группа ощутила собственную полноценность и начала позитивно включаться в жизнь целого, государства.

Примерно так же обстоят дела и с субкультурами, с культурами целых социальных слоев, которые чувствуют себя маргинализированными, исключенными, и в целях самосохранения эту свою отделенность поддерживают.

Примерно так же обстоят дела и с субкультурами, с культурами целых социальных слоев, которые чувствуют себя маргинализированными, исключенными, и в целях самосохранения эту свою отделенность поддерживают. Общим местом для описанного выше «креативного поколения» стал демонстративный отказ от просмотра телепередач, чтения официальных газет и участия в жизни страны вообще. Обиженными они себя не чувствуют, но определенная и сознательная отстраненность от мейнстрима – как культурного, так и общественного – очевидна. Именно поэтому некоторые фанаты Налича болезненно восприняли перспективу проникновения своего любимца в мейнстрим. Между тем в перспективе в интересах российской общественности все же представить и эту часть культуры на центральном телевидении: с одной стороны, потому что именно в ней происходит все самое интересное и самобытное, а с другой стороны, потому что именно «креативное поколение» - это те молодые профессионалы, от благополучия и самочувствия которых, в конечном итоге, зависит будущее страны, как бы пафосно это ни звучало.

Самодельный клип МКПН на песню "Гитар"

"Дача": концертное исполнение, клуб IKRA

относится к: , ,
comments powered by Disqus