01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

НКО

Елена Драчева: Женское движение и женские НКО во Франции и России

Вы здесь: Главная / НКО / 2-й конкурс эссе "Деятельность НКО в России и в Европе" / Елена Драчева: Женское движение и женские НКО во Франции и России

Елена Драчева: Женское движение и женские НКО во Франции и России

Автор: Елена Драчева, 2-й конкурс эссе 2010 — Дата создания: 08.07.2010 — Последние изменение: 09.07.2010
Участники: Фото: сайт V5MONDE, архив НИЦ "Мемориал" (Петербург), A.Rodchenko, V.Stepanova Archiv.
Когита!ру
Елена Драчева - дипломант 2-го открытого конкурса эссе "Деятельность НКО в Европе и России". В своей дискуссионной работе она представила попытку сравнительного описания женского движения во Франции и России в 20 веке. Елена полагает, что именно Франция стала стимулом и мотором для эмансипированных женщин в РФ.


2010 год объявлен годом сотрудничества Франция – Россия. Благодаря организованным встречам и мероприятиям, жители нашей страны получили большую возможность сблизиться с культурой Франции, а для французов это стало поводом поближе познакомиться с русской культурой, совершить обмен опытом, понять историю, подумать о том, какие перспективы можно ожидать в результате взаимного сотрудничества.

Однако мало кто вспоминает, что Великая Французская революция рассматривается как «колыбель», стартовая точка для женской эмансипации нового времени, практически являясь предтечей (что отмечают все исследователи истории феминизма) того массового женского движения, которое перевернуло мир в ХХ веке, уже при опосредованном заимствовании и распространении идей другой революции – российской.

Рассмотрим и сравним, что из наследия борьбы женщин за свои права и свободы, сумели реализовать их последователи в институциональном и практическом плане. Для этого обратимся к женским движениям во Франции и в России, существующим и действующим в настоящий момент.

***

Общеизвестно, что советская власть в первые десятилетия существования максимально расширила политические права женщин. Это было нужно в борьбе с патриархатной (традиционной) семьей. Женщин усиленно вовлекали в процесс советской модернизации, качестве трудовой силы они были нужны в восстановлении экономики после гражданской войны. Женщинам были предоставлены в полной мере даже сексуальные права: свобода распоряжаться собственным телом в репродуктивной сфере и право на развод.

 

Дорогу женщине. Александр Родченко. 1934

"Дорогу женщине!" Фото: Александр Родченко, 1934.

К сожалению, к концу 1930-х «женский вопрос» был объявлен решенным, и политика освобождения женщины сменилась на жесткий контроль со стороны национального тоталитарного государства. Впоследствии при авторитарном режиме наличие неподконтрольных (или критически настроенных к власти) общественных движений в стране прекратило существование (в т.ч. и независимое женское движение).

Так продолжалось до начала 1970-х, когда вдохновленные демонстрациями во Франции, женщины СССР начали проявлять свою активность в самиздате, выступать с правозащитными обращениями.

***

Во Франции развитие женских движений имеет иную историю, чем в советской России. «За последние сорок лет для женщин было сделано больше, чем за два миллиона лет всей истории», - так выражает свою позицию бывший депутат европейского парламента, политолог и психоаналитик, одна из соучредительниц «Движения за освобождение женщин» (фр. – Mouvement de Libération des Femmes).

Симона де БовуарЭта организация (точнее движение) берет свое начало с вечера, устроенного французской писательницей и философом Симоной де Бовуар (на фото справа) у нее дома, в мае 1968 года.

Это движение недавно отпраздновало 40 лет со дня основания. Такое событие для жителей Франции не прошло незамеченным: телеканалы  затрагивали самые важные моменты в истории этого движения, показывали его достижения. Само название MLF изначально было придумано прессой, затем принято и утверждено участницами Движения.

1970-е во Франции женщины вышли на улицы с конкретными требованиями, отстаивая свои права и возможности Франция пестрила демонстрациями и митингами – это движение рассматривают как «вторую волну» феминизма.

1970-й после первых демонстраций французская пресса окрестила «Année zero» ("нулевой год"). «Пионеры» французских движений на тот момент отозвались о таком названии весьма негативно, сказав, что это проявление полного непонимания феминизма, история которого восходит, по крайней мере, к 19 веку. 

Демонстрация французских феминисток. 1970

Демонстрация MLF. Париж, 1970. Источник: Сайт французского телеканала TV5MONDE.

1970 положил начало появления новых женских освободительских движений, движения за «освобождение женщин» во Франции. Одной из побед «Движения за освобождение женщин» стала легализация абортов. Получение прав не являлось главной целью, боролись за изменение всей существующей социальной системы.

В 1971, после MLF, появилась ассоциация Choisir: la cause des femmes («Выбор: дело женщин»), которую сокращенно во Франции называют СHOISIR (Выбор). В настоящее время президентом этого феминистского движения является Жизель Халими  (Gisèle Halimi), которая в 1971 основала ее совместно с Симоной де Бовуар (Simone de Beauvoir) и Жаном Ростаном (Jean Rostand).

***

Случилась ли «вторая волна феминизма» в России? С одной стороны, серьезных массовых движений не появилось, в сознании россиян не установилось единое видение своих прав, не возникло у женщин порыва и желания пойти и «завоевать свои права», т.к. в целом о правах советскому человеку размышлять было не позволено (чему пример – истории диссидентов).

К 1970-м в СССР начали осознаваться трудности с совмещением у женщины ролей матери и труженицы (контракт работающей матери дал сбой), возникла чрезмерная проблема и с тем, как вернуть «маскулинность» мужчин.

Проблему полагали разрешить через возврат женщины в семью, через популяризацию роли матери и многодетной матери. Такое решение привело к сокращению численности женщин в правящем аппарате, на руководящих должностях во многих сферах общественной жизни: образование, здравоохранение, в производственной сфере… Диспропорция в руководящих должностях порождала неравенство.

С середины 1970-х начали возникать ячейки будущих новых общественных организаций. Женщины крупных городов стали вовлекаться и в диссидентскую деятельность, в основном, в самиздат. Они занимались в основном поддерживающей работой: печатали, переплетали, работали корректорами и машинистками.

В 1979 году, когда женщины столкнулись с тем, что освещать «женские вопросы» мужчины и в уважаемых журналах СССР и в диссидентском сообществе не торопятся…

В 1979 несколько прогрессивно мыслящих исследовательниц (записанных впоследствии в «правозащитницы») объединившись, создали альманах «Женщина и Россия». В нем они описывали проблемы женщины при совмещении нескольких ролей при социальной политике, реализуемой советским режимом.

 

вознесенская.jpgВыпуск был арестован сотрудниками КГБ. Его создательниц -  Татьяну Мамонову, Юлию Вознесенскую (на фото справа), Татьяну Горичеву, Наталью Малаховскую - вытеснили в эмиграцию.

Позднее, стал выходить журнал «Мария», изданный пополнившимся составом правозащитниц. Первый выпуск этого журнала издавался в Ленинграде и был обращен напрямую к женщинам России,

в поиске духовной поддержки советских женщин.

Чуть позже, осознав что их подпольный самиздат не выдерживает давления «сверху»,  того, что журналы «пропадают после обысков», появилась мысль о создании женского клуба. Конечно, власти начали преследовать клуб сразу же. Затем, женский клуб осенью 1980 года определился как религиозный. Обыски продолжались, не прекращалась слежка за их деятельностью.

Лазарева Наталья Михайловна_2

Наталья Михайловна Лазарева (р. 1948), художница журнала "Мария", политзаключенная СССР. Фото из Архива НИЦ "Мемориал" (СПб.)

В результате, жить как раньше участницы клуба не могли.  Наталия Лазарева, художница журнала, была осуждена дважды и в результате провела в заключении провела в заключении около 5 лет. Сначала она была арестована в сентябре 1980 после выхода в свет первого номера журнала и осуждена на 10 месяцев. После освобождения выпустила вместе с Галиной Григорьевой шестой номер журнала «Мария», была вновь арестована и осуждена на 4 года лагеря строгого режима. Многие потеряли работу. Наталья Мальцева провела в тюрьме под следствие четыре месяца. Многие из участниц журнала и клуба выехали из СССР: Татьяна Беляева, Елена Шаньгина, Анна Молонго, Алла Сарибан. Покинута СССР и Елена Павловна, мать диссдента Владимира Борисова, которую называли в клубе «диссидентской мамой».

В деятельности ленинградских правозащитниц присутствовала критика мужской «жажды лидерства». Однако «движений» как таковых еще не существовало.

***

Реформы середины 1980-х дали толчок к появлению множества женских организаций, некоторые из которых существуют до сих пор.

Первые женские объединения говорили о том, что равенство в правах мужчины и женщины не закреплено даже формально, не говоря о реальном положении дел. «Женской эмансипации» не случилось, а «женский вопрос» откладывался на «далекое светлое будущее». Различные создавшиеся группы ставили перед собой вполне конкретные практические задачи: помощь в предотвращении насилия, в предотвращении сексуальных домогательств на своих рабочих местах. «Комитеты солдатских матерей», созданные в начале 1990х, существуют и сегодня. «Солдатские матери Санкт-Петербурга», возникшие на базе общества «Мемориал», также берут сове начало в 1991. Изначально эти организации позиционировали себя как правозащитные. 

В 1991 состоялся первый Женский форум, а через год - второй, объединивший более 70 организаций.

Постепенно, женщины стали включаться в различные экологические, правозащитные организации (как и ранее), а так же вначале 90х они начали борьбу за свои политические права и места в политических структурах, однако столкнулись с непониманием мужчинами роли женщины в обществе.

На тот момент еще действовало «позднесоветское» понимание места женщины в семье, и было оно отнюдь не на политической арене. И хотя в Конституции 1993 года в ст. 19 п.3 и было провозглашено равенство мужчины и женщины в правах и, главное, в возможностях, в полной мере этого равенства не удалось достигнуть и в настоящий момент. Нельзя не упомянуть о движении «Женщины России», которому удалось завоевать 8,13% голосов избирателей на выборах в Государственную Думу 1993 года.

После такой сладкой победы женщинам удалось создать свою собственную парламентскую фракцию, в следующие два года их активность привела к большему включению женщин в партийные списки. Такой политический рывок способствовал развитию женского участия и в образовании и нНауке. К 1999 году можно было насчитать около 650 организаций, среди которых были и общественные женские движения (Общероссийкое общественно-политическое движение женщин России), и многочисленные женские организации.

На выборах 1999 года «Женщинам России» уже не удалось набрать такого большого количества голосов, им досталось всего 2%. 

В настоящее время женские организации занимаются по большей части социальными вопросами: семья, насилие в семье, социальное партнерство, торговля женщинами. По-настоящему массовых резонансных женских движений, на мой взгляд, на данный момент в России нет.

***

Во Франции женские движения стали сильно политизированными. Низкая правовая культура населения, стереотипы, так и не ушедшие из сознания рожденных в СССР, всеобщая низкая политическая активность и низкое политическое участие граждан  - все это совсем не способствует активизации движений в целом, а так же и женский движений в целом. Российская традиция женских движений возникла, как мне кажется, в консолидации большого числа маленьких женских организаций, которые занимаются конкретными женскими вопросами.

Своей разнообразной деятельностью не столь многочисленные женские ассоциации России показывают, что не собираются сдаваться в борьбе за свои права. До сих пор женщин мало на руководящих должностях, а если спросить случайных прохожих «назовите женщину-политика» кроме Валентины Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга, и Ирины Хакамады большинство никого и не назовет.

Одной из ключевых проблем женских движений в России можно назвать отсутствие самого движения. Локальные организации занимаются монотонной деятельностью, осуществляют конкретные функции, пытаются бороться за свои права, но активных женщин не так много. Сталкиваясь с непреодолимостью «мужских» барьеров женщины опускают руки. Отсутствие сильного гражданского общества и самосознания человека как гражданина тоже не способствует увеличению желания бороться за свои права. Трудности в организации демонстраций и митингов в защиту своих прав тоже накладывают свои отпечатки. Не завершено понимание идеи равенства женщины в правах и возможностях с мужчиной.

Демонстрация французских феминисток. 1982

Демонстрация французских феминисток. Париж, 1982. Источник: Сайт французского телеканала TV5MONDE.

Женщины Франции смогли заявить о своих правах - у них было ясное осознание своих прав, они отчетливо понимали, чего хотят. Французские женщины устали от угнетения и высказали накопившееся.

России необходимо еще много времени для того, чтобы сломать сложившиеся стереотипы не только у мужчин, но и у женщин, чтобы сформировать запрос на активных женщин и открыто массово о нем объявить, для того чтобы «переварить» до конца появившиеся западные теории и адаптировать их.

На настоящий момент самыми активными борцами за права и свободы женщин являются представители образовательной сферы. Сформированные запросы на гендерное равенство (равенство мужчины и женщины) в середине 1990х годов, появление научного знания, обработка западных теорий создали огромный образовательный пласт на уровне университетских учебных программ. Женщины науки, компетентные в вопросах гендера, преподают в нескольких университетах. Самое большое сосредоточение таких университетов в Санкт-Петербурге. Возможно, такой феномен можно объяснить соседством с северными, скандинавскими странами, в которых социальная политика и участие женщин находятся на высоком уровне, и на данный момент эти страны считаются наиболее гендерно сбалансированными. В нашей северной столице ведется взаимодействие между специалистами в области гендера и муниципальными округами, с администрациями районов, несколько проектов направлены на улучшение понимание прав женщин и мужчин на уровне госструктур.

Совсем недавно, в середине июня, Ассоциация Сотрудничества со Странами Северной Европы «НОРДЕН» при Поддержке Союза Министров Северных стран, совместно с Комитетом по соц. Политике Санкт-Петербурга организовала встречу с представителями Администраций районов Санкт-Петербурга. Этот семинар-тренинг проходил в рамках проекта «Усиление гендерной осведомлённости в деятельности муниципалитетов через активистскую сеть исследования и обучения (кратко: Гендерная муниципальная АРЕНА)». Осуществилась практически уникальная встреча по теме гендерного просвещения. Представителям администраций разъяснили основные положения по поводу понятия «Гендер», собралось лучшее экспертное сообщество гендерной проблематики (Анна Темкина, Ирина Юкина, Ирина Клецина и др.)

Через образование и знакомство с существующими и не используемыми правами, возможно улучшение по нескольким направлениям: политическое участие женщины, социальные позиции женщины, ее трудоспособность и конкурентоспособность. В совместной работе специалистов создаются различные программы продвижения женщины и укрепления ее позиций.

Некоммерческие организации лоббируют свои интересы, однако они сталкиваются с отсутствием финансирования и отсутствием желании финансировать такого рода «женские проекты». На мой взгляд, такая деятельность и есть самое настоящее «движение» снизу. К сожалению, деятельность по типу далеких 70х осталась преимущественно в Санкт-Петербурге. К примеру, НКО «НОРДЕН», о которой я писала выше, «двигает» женский вопрос вперед, занимается просветительской деятельностью. Однако финансирование, позволяющее заниматься определенными нужными проектами, по большей части берется из зарубежных фондов (в частности скандинавских стран).  И только в Санкт-Петербурге Комитет по социальной политике (в качестве представителя органов государственной власти) так же участвует в осуществлении проектов.

***

В заключение можно сделать следующие выводы: России не хватает массовости движения, не хватает  финансирования. Гражданскому обществу, только начавшему свое развитие, не хватает политической активности.

Во Франции действует уже отлаженная система женских движений, переросших в политизированные женские организации. Их отчаянная презентация в 1970х проложила женщинам дорогу к равенству прав и возможностей. Однако к настоящему времени сильного и массового движения и тут не наблюдается.

Женским движениям необходима низовая женская поддержка и необходимо движение вперед!

Фотографии Натальи Лазаревой и Юлии Вознесенской из архива НИЦ "Мемориал" (Петербург).

Список использованной литературы

1. Айвазова С.Г. «Второй пол» и женское движение России, [Электронный ресурс] // Информационный портал openwomenline, Спецвыпуск 2000 (http://www.owl.ru/win/info/we_my/2000_sp/12.htm). Проверено 17.06.2010.

2. Юлия Вознесенская. Женское движение в России.// "Посев", 3 4, 1981. Антология самиздата.

3. Максимова Е. Женское движение в России? Да, женское движение в России!, // Сайт Российской объединенной демократической партии «Яблоко», 13.01.2010.

4. Манье Матильда. Серия ‘68: Феминизм во Франции: розовая революция // Белорусский портал «Новая Еуропа»

5. Симона де Бовуар, Второй пол, книга в электронном виде, личный архив автора.

6. Сайт женского движения Choisir la cause des femmes.

7. Сайт Клодин Монтей, одной из первых младших активисток за права женщин 1970-х годов во Франции.

8. Феминизм в России // Онлайн Энциклопедия "Кругосвет".

9. Le Mouvement de libération des femmes fête ses 40 ans (Сайт французского телеканала TV5MONDE).

10. Camille Sarret. Entretien avec la sociologue française Françoise Picq (Интервью Камиль Сарре с социологом Франсуазой Пик)

 

Об авторе: Елена Драчева, студентка 4 курса Отделения Прикладной Политологии Cанкт-Петербургского филиала Государственного университета Высшая школа экономики. Живет в Петербурге. 


См. также на Когита!"ру:

Наш 2-й конкурс эссе собрал более 40 участников

Итоги 2-го конкурса эссе 

Второй конкурс эссе: "Деятельность НКО в Европе и России"

О I-м Конкурсе статей и эссе «Гражданское общество и решение социальных проблем в Европе»

comments powered by Disqus