Юридические рекомендации для НКО на случай "внеплановой комплексной проверки"
Напоминаем, что всем гражданским организациям и движениям следует не только морально подготовиться к внеплановой проверке прокуратуры, но и восстановить в памяти или заново изучить следующие российские законы и статьи из них:
1. ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 21 и 22.
В соответствии с частью 2 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Следовательно, проверка может быть проведена только при наличии информации в прокуратуре о фактах нарушения закона. Проверяемые имеют право требовать от прокуратуры предоставления подтверждения наличия такой информации: какие факты нарушения, каких именно законов у прокуроров есть? кем и когда предоставлены? Прокуроры имеют право не отвечать, но спрашивать надо.
Закон о прокуратуре разграничивает понятия прокурор, заместитель прокурора и прокурорский работник. Статья 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" дает право беспрепятственного входа и права истребования документов прокурору и помощнику прокурора.
2. УПК РФ, статьи 176 и 177. Осмотр.
Выяснилось, что проверяющие просят сотрудников и руководителей НКО не только предоставить документы, но и провести осмотр помещений.
Осмотр - самостоятельное процессуальное действие, которое регламентировано УПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 176 УПК РФ, осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 176 УПК РФ, осмотр места происшествия, документов и предметов может быть произведен до возбуждения уголовного дела. (Эти изменения вступили в силу только что, 15 марта 2013 года.)
При производстве осмотра должен быть соблюден порядок, установленный статьей 177 УПК РФ (необходимо участие понятых, представителя администрации неправительственной организации и пр.)
Кроме того, осмотр является процессуальным действием. Соответственно, он должен производиться лицом, уполномоченным на производство процессуальных действий. Прокурор не вправе производить никаких процессуальных действий.
3. ФЗ "Об ОРД", статьи 7 и 13. Опрос и обследование зданий, помещений, сооружений являются оперативно-розыскными мероприятиями. Статьей 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" установлен перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В данном перечне не упоминается прокуратура. Следовательно, сотрудники прокуратуры не вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и проводить опрос или обследование зданий, помещений, сооружений.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий указаны в статье 7 ФЗ "Об ОРД".
4. При проведении проверки желательно присутствие профессионального юриста (адвоката) проверяемой организации, о договоре с которым следует позаботиться заранее, если такого человека нет в штате данной НКО.
Нарушение указанных выше в пп. 1-3 статей российского законодательства дает основания для интерпретации действий проверяющих органов при проведении последних внеплановых выездных комплексных проверок российских НКО как чрезмерных или и вовсе незаконных. А также дает основания для оспаривания этих действий в вышестоящей прокуратуре и в судах и/или обоснованного отказа от осмотра помещений, например.
См. на Когита!ру: Отряд проверяющих ушел… ни с чем