Истребима ли жестокость? или Памяти Ильи Бердышева
«Я рос без отца, поэтому Илья Семенович, или, как мы его звали все – «Семеныч», в какой-то мере мне его заменил. У меня были в школе проблемы, мама повезла в кризисный центр. Я бегал по вагону метро и кричал, что никуда не пойду. А когда увидел табличку на кабинете «врач-психиатр», то вообще раскричался, что мне никакой психиатр не нужен. А Семеныч вышел из кабинета, заговорил…Потом уже был и театр, и поездки в Москву и Карелию, потом целая жизнь была. Семеныч – это…мозг всех мыслей».
«Меня называли «гиперактивным ребенком», первого сентября пошел в первый класс, второго маму вызвали в школу, а третьего мы уже поехали в кризисный центр, где был Семеныч…».
«Я не мог нормально общаться с людьми вообще, в школе еще как-то получалось, а в институте стало просто невозможно закрывать сессию, меня бы отчислили. Все изменил лечебный театр».
Ребята студенческого возраста и молодые мужчины вспоминали человека, благодаря которому им в буквальном смысле слова удалось удержаться в жизни – окончить школу, институт, получить профессию, нормально общаться с людьми, строить отношения и создавать семьи. Вспоминали родные и приемные родители детей, которым он помогал, вспоминали бывшие студенты, коллеги. Вспоминали в «Мемориале» - на вечере памяти человека известного – врача-психиатра и психотерапевта, врача кризисного центра ЦВЛ «Детская психиатрия», постоянного помощника Антидискриминационного центра «Мемориал» Ильи Бердышева. Ильи Семёновича не стало в мае этого года, а 13 ноября ему исполнилось бы 57 лет. Вдова Ильи Бердышева, социальный педагог и психолог-психоаналитик Галина Соловьева дала, слово всем, кто хотел поделиться воспоминаниями.
Когда его не стало, в АДЦ «Мемориал» написали о нем: «Илья Бердышев был человеком такого универсализма и широты интересов, какого уже почти не встретишь в наши дни. Он объединял разные и почти не связанные миры — медицину и педагогику, правозащитников и театры, школы и клубы, путешествия и профессиональные консультации педиатра, праздники, экскурсии и … бесконечные детские беды (кризис — это очень мягкое выражение для таких вещей, как насилие, травля, непонимание близкими, неверие в себя и даже суицид). Для огромного количества детей из неполных семей Илья заменил отсутствующего отца, он умел поддержать отчаявшихся родителей и понять их бунтующих детей. Ни от какой самой тяжелой и страшной работы он не отказывался — работал психотерапевтом в детских тюрьмах и колониях, выезжал «на суицид» в школы, сутками дежурил на телефоне доверия в кризисной службе ЦВЛ «Детская психиатрия» детской психиатрии. Он не уставал учиться, развиваться и обретать новые умения — так, недавно он счел необходимым приобрести еще и специальности сексопатолога, чтобы лучше разбираться в проблемах детей, переживших сексуальное насилие.
Как он умел при этом оставаться всегда веселым, открытым, по-детски живым и непосредственным? Эта легкость бытия и радость восприятия мира не были показными, но не были и проявлением легкомыслия, он считал правильным быть бодрым всегда, не показывать ни своей усталости, ни боли, ни тяжести огромного груза ответственности. Так отнесся он и к своей смертельной болезни, примером доказав реальность своего принципа: даже в самих трудных обстоятельствах человек может находить силы в самом себе, не поддаваться отчаянию».
В «Мемориале» на вечере памяти завлит театра «Зазеркалье» Татьяна Чернова вспоминала сотрудничество Бердышева с театром и его участие в проекте АДЦ «Мемориал» в поддержку цыганских детей. Однажды он пришел в театр на «Волшебную флейту» с этими ребятами, которые в жизни никогда не бывали в театре, и как театр их потряс. Вспоминали, как он в программе реабилитационного туризма возил петербургских детей в московскую интеграционную школу № 1321 «Ковчег», где учатся вместе обычные дети и ребята-инвалиды, дети с психологическими проблемами.
Евгений Клиот – создатель и руководитель коммуны «Надежда», что в карельском поселке Терву, где живут и работают выпускники петербургских детдомов с тяжелыми, изломанными судьбами, вспоминал и помощь Ильи Семеновича, и его летние визиты в Карелию вместе с детьми из кризисного центра. Вспоминали о том, как он возил ребят в Сергиев Посад под Москвой – в детский дом для слепоглухонемых детей, и эта поездка всегда для всех становилась вехой в жизни. На этом вечере несправедливо рано ушедшего от нас детского врача и правозащитника Илью Бердышева сравнивали с Янушем Корчаком, к наследию которого он обращался всегда, говоря о любви к ребенку.
За то время, что Ильи Бердышева нет среди нас, его друзья и коллеги собрали средства и за короткий срок правозащитницы и коллеги Бердышева по АДЦ «Мемориал» Стефания Кулаева и Ольга Абраменко подготовили к печати и издали сборник наследия врача-психотерапевта «И.С.Бердышев: советчик, психолог, врач, педагог», куда вошли его статьи, эссе, пособия для педагогов и врачей-психотерапевтов, советы родителям. Открывает книгу раздел «Школьный кризис и права ребенка», это было издано самостоятельной брошюрой, но достать ее ныне невозможно- настолько оказалась востребованной. «Коротко о главном: право на школьный кризис», - заявлял сразу Илья Бердышев, который всегда помогал семьям, где ребенок впадал в состояние «школьного кризиса», а в школе такого ученика называли «отпетым», нередко вычеркивали из школьной жизни, ставя родителям ультиматум – забирайте или…
В этой книге собраны статьи Бердышева о самых серьезных проблемах детского и подросткового периода – о наркозависимости и зависимом поведении, о том, как помочь ребенку-жертве насилия и о том, что делать, если подросток понимает, что он – гомосексуален. Статьи о цыганских детях и о том, как помогать детям мигрантов, о том, как приезжали в наш город дети из чеченского поселка Новые Алды, в свое время ставшего жертвой российских войск. Бердышев писал об истоках национализма у детей и о том, каковы проблемы детей от смешанных браков.
Он всегда увлекался кино и театром и оставил важное наследие – созданный им лечебный театр, о возрождении которого в ЦВЛ «Детская психиатрия» сейчас идет речь, хотя то, как он это делал, вряд ли возможно повторить. Одна из глав книги называется «Детский социальный театр для дезадаптированных детей и подростков: от идеи до практики», где даются бесценные рекомендации для тех, кто захочет и сможет с помощью театра помогать детям. Бердышев написал практические рекомендации для взрослых «Детский гуманизм и полезные фильмы для детей».
«Истребима ли жестокость. Размышления психолога» называется одна из статей заключительной главы книги «Права детей». «Ну и напоследок о нашем отношении к окружающим. Безразличие или презрение к бездомным, ненависть к инородцам, брезгливо-снисходительное отношение к умствен неполноценным людям, инвалидам – это все реалии нашей жизни…ожесточенные сердца, как всем хорошо известно, не так просто возвращаются к своему изначальному доброму состоянию, писал Бердышев в этой статье в 2008 году. – Говорить об уничтожении жестокости в наше время не приходится. Однако каждому из нас можно и должно задуматься о том, что мы сами можем сделать для уменьшения количества жестокости в нашей жизни, для противодействия этому злу».
Галина Артеменко