Не стало Алексея Германа-старшего
Уходят лучшие!.. А. А.
Из портала «Фильм.ру»:
Не стало Алексея Германа
21.02.2013
На 74-м году жизни скончался знаменитый советский и российский режиссер Алексей Герман — обладатель уникальной, близкой к документальной манерой киносъемки, автор таких известных лент, как "Мой друг Иван Лапшин", "Проверка на дорогах", "Хрусталев, машину!", "Двадцать дней без войны" и др.
"Сегодня умер мой отец, — сообщил в своем блоге сын постановщика Алексей Герман-младший. — Умер, не приходя в сознание в Военно-медицинской академии в Петербурге. Врачи сделали все возможное и невозможное для того, чтобы спасти отца. У него просто остановилось сердце".
В прошлом ноябре режиссер травмировал голову во время падения, после чего долгое время находился в реанимационном отделении Петербургского медицинского университета имени Павлова. Там он вдобавок заболел пневмонией. В конце января Герман поправился, и его перевели в Центр экстракорпоральной детоксикации Военно-медицинской академии им. Кирова, однако в середине февраля состояние Алексея Юрьевича снова ухудшилось, и 21 февраля он скончался. Причиной смерти, как сообщается, стала почечная недостаточность.
По словам родственников, здоровье режиссера сильно подкосило известие о смерти писателя Бориса Стругацкого. Над экранизацией повести братьев Стругацких "Трудно быть богом" Герман работал много лет, но так и не успел выпустить ее при жизни. Предвидя вопросы, которые неминуемо возникнут у тех, кто ждал фильма, Герман-младший уточнил:
"Картина "Трудно быть богом" фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни".
По словам сына режиссера, похороны пройдут в ближайшее время, хотя точное время пока не определено.
**
Из портала «Интерфакс»:
Умер Алексей Герман-старший
|
|
|
21 февраля 2013 года 09:26
Москва. 21 февраля. INTERFAX.RU - Российский режиссер Алексей Герман-старший скончался в четверг в реанимации, сообщил радиостанции "Эхо Москвы" его сын, Алексей Герман-младший.
Герман-старший был госпитализирован в ноябре после падения. В конце декабря врачи провели ему операцию по удалению внутричерепных гематом головы, после чего он заболел воспалением легких. В январе режиссера вылечили от пневмонии, и он был переведен в Центр экстракорпоральной детоксикации Военно-медицинской академии им.Кирова.
Накануне жена режиссера Светлана Кармалита сообщила "Интерфаксу", что ему стало хуже.
Герман-старший - советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер и продюсер, Народный артист РФ.
Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал смерть кинорежиссера Алексея Германа большим горем: "Большое горе, невосполнимая потеря для нашей культуры". Родным и близким Германа-старшего соболезнует режиссер Александр Сокуров. "Я узнал буквально минуту назад, и у меня нет слов. В первую очередь, конечно, хочется сказать самые сердечные слова соболезнования родным и его самому близкому кругу. Каждый человек смертен, и мы учимся это понимать, но забирать таких людей, как он, это высшая неразумность", - сказал Сокуров "Интерфаксу" в четверг.
Он подчеркнул, что Герман-старший был великолепным режиссером. "Он был уникальным. Что можно еще сказать о художественном даровании такого человека?", - добавил режиссер.
Герман-старший - советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер и продюсер, Народный артист РФ - скончался в Санкт-Петербурге в четверг на 75-ом году жизни.
Родился 20 июля 1938 года в Ленинграде, в 1960 году закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1964 году стал режиссером киностудии "Ленфильм", в 1985 году - секретарем Союза кинематографистов СССР. В 1990 году организовал "Киностудию ПиЭФ", где стал художественным руководителем.
Герман-старший является режиссером
таких фильмов, как "Проверка на дорогах", "Двадцать дней без
войны", "Мой друг Иван Лапшин", "Хрусталев, машину!".
В последнее время работал над фильмом-экранизацией романа братьев Стругацких
"Трудно быть богом".
**
Из портала «Газета.ру»:
Без старшего
На 75-м году жизни скончался кинорежиссер и сценарист Алексей
21.02.2013, 11:47 | «Парк культуры»
В четверг, 21 февраля, на 75-м году жизни скончался выдающийся советский и российский кинорежиссер, сценарист и актер, народный артист Российской Федерации Алексей Герман-старший.
Алексей Герман-старший родился в 1938 году в семье писателя Юрия Германа. Экранизация повести отца «Операция «С Новым годом!» стала его первой самостоятельной режиссерской работой — определившей и его дальнейшую карьеру, и место в российском кинематографе. «Проверка на дорогах» была закончена в 1971 году и сразу оказалась в поле зрения цензуры: слишком велик оказался разрыв между дозволенным описанием тягот Великой Отечественной и тем конфликтом, который Герман уместил в свою картину.
«Проверка» оказалась на полке и пролежала там долгих 15 лет и вышла на экраны уже в перестройку — породив новую волну никогда не прекращавшихся дискуссий о том, как следует освещать военную тему.
Эта тема станет главной и в следующем его фильме, который Герман выпустил только через пять лет, — «Двадцать дней без войны» по повести Константина Симонова с Юрием Никулиным в главной роли. Это была картина о войне без войны в кадре — настолько пронзительная, что она станет одним из главных киноописаний тех страшных лет. Но станет потом — а и во время съемок, и сразу после выхода фильм защищали и Георгий Товстоногов (у него в Ленинградском Большом драматическом театре Герман работал после окончания ЛГИТМиК), и Анатолий Эфрос, и многие другие знаменитые режиссеры и актеры. «Проверку на дорогах» тоже, кстати, защищали, но ее это заступничество не спасло — а вот в случае с «Двадцатью днями» веское слово Симонова сыграло свою роль и уберегло картину и самого режиссера от опалы.
А у режиссера наступил долгий перерыв. Он писал киносценарии (в их числе, к примеру, «Торпедоносцы» по повести отца), снимался как актер.
Его следующий фильм вышел лишь в 1984 году — картину «Мой друг Иван Лапшин», еще одну экранизацию повести отца, Герман делал пять лет.
Сценарий ленты о работе угрозыска в 1930 годы он написал еще до начала самостоятельной работы режиссером, в 1969 году, а перед началом съемок вместе с Эдуардом Володарским кардинально его переделал, смешав вместе детектив и мелодраму. Была информация, что тогдашние руководители Госкино пытались поставить производство картины под контроль МВД, чтобы не допустить искажения образа советского сыщика. «Пусть следят, чтобы у них все было по закону, — ответил Герман, — за свою правду я ручаюсь». Впрочем, сотрудничество режиссера с милицией вышло вполне плодотворным: по инициативе Германа к работе было привлечено много консультантов из числа служивших в угрозыске в 30-х, благодаря которым и «дух времени», и специфика правоохранительной работы в те годы были восстановлены скрупулезно.
С началом перестройки все запреты были сняты — так на экраны в 1985 году вышла и «Проверка на дорогах», которая спустя три года получила Государственную премию СССР. Германа избирают секретарем Союза кинематографистов, в 1990 году он создаст свою собственную «Киностудию ПиЭФ» (первого и экспериментального фильма).
В 1998 году Алексей Герман-старший снова оказался в центре внимания: его фильм «Хрусталев, машину!», рассказывающий об СССР перед смертью Сталина, был показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, прокатывался в нескольких странах и получил множество призов российского киносообщества. На работу над ней у режиссера ушло 10 лет, за которые страна изменилась почти до неузнаваемости, — тем не менее начатая в СССР, она и в новой России смотрелась как откровение.
«Я сегодня утром пересматривал «Хрусталева…» и пытался сформулировать метод Германа. Это нельзя назвать ни «советским абсурдом», ни «кинобосхианством», — рассказал «Газете.Ru» писатель Дмитрий Быков.»
«Смотреть работы Германа – это, конечно, работа, — поделился с «Газетой.Ru» сценарист Юрий Арабов. — Я сам помню, как смотрел первую половину «Хрусталева…», и она казалась мне невнятной – но потом, досмотрев до второй половины, понял, что она стоила моего терпения. Каннская публика и жюри, полагает сценарист, «Хрусталева...» не приняли и не поняли: «Мне кажется, что некоторая трудность в восприятии картин Германа вообще состоит в том, что он всегда работал с сюжетом, но пренебрегал внятной фабулой, – это по «Хрусталеву…» как раз видно. Под сюжетом я понимаю смысл показанных на экране событий».
А через год режиссер начал работу над новой картиной, которая так и не будет закончена, но станет главным произведением его киножизни, — над экранизацией повести братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Эту ленту Герман мог бы поставить еще за десять лет до этого: на волне перестройки фильмы по Стругацким стали допустимы, и повесть о прогрессорстве была выбрана как основа одноименной картины; вот только пожелания писателей киноруководство так и не выполнило — так, вместо Германа был приглашен немец Петер Фляйшман. В итоге «Трудно быть богом» 1989 года снимался без авторского надзора и (по общему мнению) был неудачным.
Герман признавался, что снять фильм по этой повести мечтал еще в 60-е, чтобы рассказать о том, как человек из будущего хочет сделать людей из Средневековья счастливыми и к чему это приводит.
Делал он свою версию, с Леонидом Ярмольником в роли дона Руматы Эсторского, долго и трудно: основные съемки закончил только через семь лет, в 2006-м, а потом начался мучительный этап постпродакшен: монтаж, спецэффекты, запись и сведение звука. Сроки выхода картины постоянно сдвигались, накладывала свой отпечаток и болезнь Германа — в одном из интервью он признавался, что уже не может работать в прежнем режиме и что «История арканарской резни» будет его последним фильмом.
«Хрусталев...» в принципе рассказан глазами двух протагонистов — иностранца и маленького мальчика, — объясняет Дмитрий Быков. — И обоих роднит то, что они видят эту действительность как мир непонятных связей, непонятных явлений, красавиц и чудовищ».
По его словам, в экранизации «Трудно быть богом» этот прием доведен Германом до абсолюта.
«Арканар показан глазами инопланетянина. Там, кстати, есть такой эпизод — когда одного умника тащат на казнь, другой (которого пока не тащат) бегает вокруг и говорит: «А помнишь, ты в молодости говорил, что мои работы — это помет птицы Каа». Я больше всего боюсь, что сейчас нечто подобное произойдет и над свежей могилой, потому что наживать врагов Герман умел. Впрочем, кинокритик Андрей Шемякин в свое время писал, что показатель искусства - его продолжаемость в жизни: выходишь из кинозала с фильма Муратовой и видишь вокруг ее диалоги и ситуации, идешь с картины Германа — и видишь его героев. К миру «Хрусталева...» мы приблизились вплотную», — считает Быков.
Юрий Арабов полагает, что каннский «неуспех» «Хрусталева…» во многом предопределил то, что Герман не успел закончить «Историю арканарской резни».
«Для Алексея Юрьевича было большим потрясением, когда в 1998 году его «Хрусталев, машину!» не произвел никакого впечатления в Каннах, — рассказал он. — Мне кажется, что этот неуспех в некотором роде исказил его жизненную линию, породил боязнь снова сделать картину, которую снова не примут.
Мне кажется, он именно поэтому не хотел дождаться того момента, когда фильм выйдет на экраны.
Однако картину, уверен Арабов, мы увидим: ее закончат жена режиссера Светлана Кармалита и его сын, кинорежиссер Алексей Герман-младший.
Одним из важных дел Германа-старшего в последние годы стала борьба за киностудию «Ленфильм», на которую он пришел в середине 60-х из Театра Товстоногова. В этой борьбе он был одним из главных действующих лиц: вместе с другими кинематографистами Петербурга решительно возражал против организации на базе старейшей российской кинофабрики государственно-частного партнерства с участием кинокомпании «Всемирные русские студии» (RWS) — и после нескольких лет трудных переговоров и протестов RWS вышла из проекта.
В последний год и Герман проявил нетипичную для него уступчивость, согласившись на кандидатуру Эдуарда Пичугина в качестве гендиректора «Ленфильма» и приняв план спасения студии, после долгих консультаций предложенный Минкультуры РФ.
«Алексей Герман – уникальная, знаковая фигура в плане сопротивления коммерческому кино, — уверен Юрий Арабов. — Это человек, который рассматривал кинематограф не как коммерческий иллюзион, а как высокое искусство нового времени – у которого есть своя стать, свой язык и свой гонор. И потому его уход оставляет пространство, которое некем будет заполнить».
«Я очень тревожусь за одну вещь, — говорит Дмитрий Быков. — Кино живо, пока его пересматривают. А есть ли сегодня люди, которые готовы это делать? Я вполне понимаю, как можно пересматривать «Проверку на дорогах», — она рассказана вполне нарративным языком, а вот того же «Хрусталева...» пересматривать — это работа и мучение. Много ли найдется желающих мучиться? Мне очень хочется, чтобы они были, но куда легче просто сказать — гений. И не вникать в то, что этот гений сделал».
«Совершенно неважно, кого назначат гением, — возражает Юрий Арабов. — Наше общество раздроблено на несколько разных, и поэтому если массмедиа называют кого-то гением, то это не окажет никакого общего воздействия на всех». По мнению Арабова, никакого влияния на молодых режиссеров Герман сейчас не оказывает. «Хотя любой режиссер, который приходит в киноискусство и хочет что-то сделать в нем, — полагает Арабов, — обязан знакомиться с фильмами Германа. Но не затем, чтобы что-то повторять и чему-то следовать: его картины – это неповторимый мир. И поэтому едва ли кто-то сможет продолжить его дело за него».
**
Из портала «Киноут»:
Сегодня умер мой отец. Умер, не приходя в сознание в Военно-медицинской академии в Петербурге. Врачи сделали все возможное и невозможное для того, что бы спасти отца. И не их вина, что они не смогли его вытянуть. Они делали свое дело честно, благородно и у меня нет сомнений в том, что где-нибудь в мире врачи могли бы сделать больше, чем сделали у нас в Петербурге. Спасибо им. У него просто остановилось сердце. Спасибо и многим друзьям, кто поддержал нас в это время.
Последний раз, когда я его видел в сознании, он диктовал письмо в поддержку киностудии «Ленфильм». Студии, где он проработал всю жизнь и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья. Для меня отец всегда был образцом достоинства, не стяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача. Верил во что-то иное, чем в то, что сейчас стало основным.
В последующие дни выйдет много статей об отце. Поэтому я считаю необходимым прояснить некоторые вещи.
Картина «Трудно быть богом» фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни. Картина не снималась на государственные деньги.
Так получилось, что пока отец был здоров, вокруг крутилось множество киношников. Потом когда он заболел, какая-то часть исчезла. Просто пропали. Он стал не очень нужен. Сгинули многие из тех, кому он помогал и советовал. Те, кто благодаря его советам получали престижные премии за документальные фильмы об аутистах, получали возможность снимать кино и многое другое. Они все сами знают. Поэтому большая просьба не заниматься пиаром в газетах с фальшивыми соболезнованиями и не приходить на похороны. Просьба распространяется и на тех, кто врал о том, что отцу принадлежит какая-то часть студии «Ленфильм». Пусть это останется на их совести. Главное, что с нами осталось множество друзей. Что студию «Ленфильм» не распродали на земельные участки. И то, что фильм «Трудно быть богом» будет закончен. И это будет прекрасное и честное кино.
Отец прожил свою жизнь достойно. Не предал своих идеалов. Не продался. Не поменял себя на суету. Верю, что он ушел в лучший мир.
Нам будет его очень не хватать.
Похороны пройдут в ближайшие дни. Время пока не определено. Спасибо всем тем, кто поддерживал нас в это время. Спасибо врачам.
**
Из портала «Эсквайр»:
Правила жизни, АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН
Режиссер, 74 года
Я сумасшедший. Я всегда думаю только про кино.
Приятели у меня были — шпана. И эта шпана приходила к нам в дом, а папа, который ничего не понимал, но всех любил и всех старался уважать, говорил: «Какие у тебя прекрасные друзья, какие у них замечательные лица. Но почему они все ходят в высоких сапогах?». Да «прохоря» это были! Такие сапоги всмятку — признак бандита. Это мое детство.
Стругацкий получает удовольствие от того, что по утрам просто так решает огромное математическое уравнение. Мне это совершенно недоступно.
Когда я квартиру с сигнализации забываю снять, ко мне менты приезжают и начинают орать. А я внизу мой портрет с Путиным повесил. Менты когда снова пришли, просто шелковые стали, говорят: «Передайте, пожалуйста, Владимиру Владимировичу от нас привет».
Больше всего домашних собак было в фашистской Германии. Это из-за одиночества.
Все наши президенты — либо пьяные, либо глупые, либо хитрые мужчины. Женщины — они матери, они умнее, они умеют любить. Президентом должна стать женщина.
Выбирая между красивой и менее красивой женщиной, я предпочту более умную. Предпочту ее во всех смыслах, и в сексуальном тоже.
Меня как-то вызвал режиссер Иванов и говорит: «Надо вступать в партию». Я начинаю врать, изворачиваться. Вдруг в дверь заглядывает Гришка Аронов, с которым мы снимали первую картину. Он почему-то решил, что меня заставляют снимать «Приключения капитана Врунгеля», а я отказываюсь. Он говорит: «Леша, не соглашайся». Потом опять заглядывает: «Леша, не соглашайся, а если согласишься — ты погиб». На третий раз Иванов сказал: «Интересно, почему Григорий Лазаревич так не хочет, чтоб вы стали коммунистом?». Когда все закончилось, я вышел, а Гришка сидит на батарее с валидолом и умоляет: «Леша, они меня уволят. Расскажи им про Врунгеля!»
В моем новом фильме («Трудно быть богом». — Esquire) есть одна фраза, которая должна вбиться в голову каждому человеку: там, где торжествует серость, к власти приходят черные.
Сына я научил всему, что знаю о кино. Но его фильмы не смотрел. Не знаю почему. Я и «Хрусталева» никогда не видел. Клянусь памятью своих родителей. Боюсь.
У меня редкое умение: я умею стучать копытами. Я работал в массовке в БДТ, у меня были две колобашки, и я стучал: лошадь едет, лошадь останавливается. Платили 15 рублей.
Я много времени провел в тюрьмах, пока готовился к «Лапшину». Я до сих пор отличу уголовника по запаху. Они пахнут чем-то кислым, как тюрьма: потом, капустой, калом.
Я в какой-то книжке прочел, что падение Рима началось не с варваров. А с того, что римляне стали поощрительно и со смехом относиться к собственному ворью. Украл такой-то сенатор столько-то — римляне не идут грабить его дом, римляне хохочут.
Я очень люблю мою страну. Хотя она жестокая и ужасная, как жестокая мама.
Чего боюсь? Снов под пятницу. Последний был такой: Светлану (жену. — Esquire) пустили в рай, а меня — нет. И этот человек высунулся, гад, из будки у рая и говорит: «Вы не закрыли целлофаном мешки, и они все погибли». Я говорю: «Вы меня спутали». А он сел на мой велосипед и уехал. Стою один у этой будки, а Светлана идет в рай и не оборачивается.
Записала Елена Егерева, Esquire