01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Не стало Бориса Стругацкого

Вы здесь: Главная / Память / In Memoriam. Некрологи / Не стало Бориса Стругацкого

Не стало Бориса Стругацкого

Автор: Андрей Николаевич Алексеев Дата создания: 20.11.2012 — Последние изменение: 25.11.2012
Творчество братьев Стругацких есть явление не только литературное, но и общекультурное, не только российского, но и мирового масштаба. Старший ушел 20 лет назад, младший – сегодня. Оба успели воспитать не одно поколение соотечественников. Но посеянные ими семена произрастут и в будущих поколениях. А. А.

 

 

 

 

«Эхо Москвы»

Скончался Борис Стругацкий

19 ноября 2012 | 23:00

Последние несколько дней он находился в больнице и врачи оценивали его состояние как тяжелое. Сегодня вечером его не стало, - рассказал радиостанции "Эхо Москвы" друг Стругацкого, Борис Вишневский, который написал книгу о Стругацком.
"Борис Натанович умер сегодня в 19.00. Я узнал об этом от его близкой подруги - писательницы Нины Катерли. Он уже несколько дней находился в больнице в тяжелом состоянии, так как у него обострилась пневмония", - сказал он. Вишневский назвал кончину Стругацкого "огромной и страшной потерей учителя нескольких поколений".
Борису Стругацкому было 79 лет.
Невосполнимой утратой назвал смерть Бориса Стругацкого главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин - "вообразить себе российскую фантастику без него абсолютно невозможно".
За свою жизнь он создал десятки произведений, ставшие классикой научной фантастики.
Он был живой легендой, одним из тех писателей, которые смогли вывести русскоязычную фантастику на новый уровень, сделали её частью высокой литературы. А началось всё, как казалось, с шутки – первую совместную повесть – «В стране багровых туч» – братья Аркадий и Борис Стругацкие начали писать на спор. Рассказывают, что ставкой была бутылка шампанского. Сочинение о путешествии на Венеру в 1959 году опубликовало издательство «Детгиз» – там же впоследствии вышли и многие другие труды Стругацких. Вместе братья написали свыше полусотни рассказов, повестей и романов, в том числе – «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Сказка о Тройке», «Обитаемый остров». Перечислять можно было бы долго. На этих книгах воспитывались поколения россиян, по ним снимали фильмы, ставили спектакли. После смерти Аркадия Стругацкого Борис Натанович продолжил писать в одиночку – под псевдонимом С. Витицкий. Его последний роман «Бессильные мира сего» вышел в 2003 году.
В последние годы Борис Стругацкий активно помогал начинающим фантастам. В частности, он был одним из создателей журнала «Полдень, XXI век», а также участвовал в жюри целого ряда литературных премий. Одна из них – учреждённая при участии Бориса Стругацкого – носит имя братьев-фантастов.

**

 

Новая газета

Сегодня в Петербурге около 19 вечера умер Борис Натанович Стругацкий

19.11.2012

Борис Вишневский:

— Великого писателя, одного из двух братьев, на книгах которых выросло несколько поколений наших соотечественников, мы в дружеских беседах всегда назвали коротким и емким словом «учитель». И он сам любил это слово.

Он долго болел. Больное сердце. Периодически ложился в больницу на очередную профилактику. Но в последнее время состояние его резко ухудшилось — к болям в сердце добавилось воспаление легких, и врачи уже не давали никаких прогнозов. Мы же надеялись…

Подобрать слова, переоценить его роль невозможно, люди такого масштаба — единичны. И Аркадий Натанович, который ушел от нас осенью 1991 года, и Борис Натанович — на их словах мы и десятки миллионов читателей Стругацких выросли. И сегодня горький и печальный день для нас. Это гигантская потеря не только для фантастики и литературы, но и для культуры.

Бориса Натановича я знал более 20 лет, мы постоянно поддерживали с ним связь, много общались. О Стругацких я написал в 2003-м году книгу, интервью Бориса Натановича выходили и в «Новой газете». В том числе и блестящая переписка Стругацкого и Ходорковского.

ЧИТАЙТЕ ТЕКСТЫ БОРИСА СТРУГАЦКОГО

Фантастические письма. Диалог о мироустройствев письмах писателя Бориса Стругацкого и заключенного Михаила Ходорковского    

·                                 Часть первая. О соотношении качества жизни и объема материальных благ 

·                                 Часть вторая. О балансе между свободой и безопасностью

·                                 Часть третья. Об аскетах, гедонистах и обиженных подростках, находящихся у власти

**

News.ru

Умер Борис Стругацкий

 

Время публикации: 19 ноября 2012 г., 21:00
Последнее обновление: 19 ноября 2012 г., 22:42

 

 

 

 

 

 

 

Умер знаменитый советский и российский писатель Борис Стругацкий. Об этом в прямом эфире сообщила радиостанция "Эхо Москвы", ссылаясь на друга Стругацкого Бориса Вишневского, который написал о нем книгу.

Классику современной научной и социальной фантастики Борису Стругацкому было 79 лет. Последние несколько дней он находился в больнице и врачи оценивали его состояние как очень тяжелое. В понедельник в семь часов его не стало. По словам Вишневского, кроме сердечных бед, у великого писателя обострилась пневмония. Врачи делали все, что могли.

Борис Стругацкий вместе с братом Аркадием Стругацким поднял фантастику, которая не воспринималась как серьезный жанр, до уровня высокой литературы. Стругацкие давно стали признанными классиками русской литературы. Самые известные произведения братьев - "Пикник на обочине", "Обитаемый остров", "Трудно быть богом", "Жук в муравейнике", "Град обреченный".

После смерти брата (в 1991 году) Борис Стругацкий издал две книги, написанные им в одиночку, под псевдонимом С. Витицкий. Это "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики" (1994-1995) и "Бессильные мира сего" (2003).

Всего за три с небольшим десятилетия совместной творческой деятельности братья написали около 30 повестей и романов, несколько рассказов и киносценариев, пьеса.

Все последние годы Стругацкий придерживался либеральных взглядов и постоянно был участником общественных кампаний. Из последних заметных событий - Борис Стругацкий поддерживал фигурантов "болотного дела", а также участниц Pussy Riot.

Также Борис Натанович являлся учредителем премии "Бронзовая улитка". С 2002 года возглавлял журнал "Полдень. XXI век".

Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории. Братья Стругацкие — лауреаты медали "Символ науки".

Коллеги в унынии: "Беднеем, беднеем, беднеем"

Комментарии коллег-литераторов к печальной новости о кончине Стругацкого. "Я не могу опомниться. Беднеем, беднеем, беднеем", - сказал "Интерфаксу" писатель Даниил Гранин.

Главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков сказал, что творчество Стругацких во многом предопределило те события, что произошли со страной за последний двадцать лет. Писатель считает, что Борис Стругацкий сам был не рад оказаться провозвестником перемен. "Он успел увидеть результаты этих перемен, и далеко не все его радовало, но факт остается фактом - Аркадий и Борис Стругацкие были властителями дум 60-х, 70-х и 80-х", - считает главный редактор "Литературной газеты".

Поляков назвал Б. Стругацкого "последним классиком великой советской фантастики". "Он оказал огромное влияние на формирование нескольких поколений в стране", - добавляет он.

Также Поляков уверен, что Аркадий и Борис Стругацкие - это по сути один автор. "Редчайший случай такого счастливого соавторства в мировой литературе", - уточняет писатель.

Невосполнимой утратой назвал смерть Бориса Стругацкого главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин - "вообразить себе российскую фантастику без него абсолютно невозможно", передает "Эхо Москвы".

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев откликнулся на печальное событие в Twitter: "Ушел из жизни Борис Натанович Стругацкий. Великий писатель и мыслитель. Невосполнимая потеря для нашей и мировой литературы"

**

 

Росбалт

Самуил Лурье: Стругацкий знал, что глупость всесильна, но этого не боялся

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 ноября. Писатель Борис Стругацкий, который скончался сегодня на 80-м году жизни, был человеком, что называется, на крайний случай, человеком, с которым можно было бы посоветоваться, если ты не знаешь, как поступить. Об этом корреспонденту "Росбалта" рассказал писатель, эссеист, литературный критик, историк литературы Самуил Лурье.

"У Бориса был всегда спокойный и веселый ум. Он знал, что глупость всесильна, но он этого не боялся. Реагировал на нее, когда это было необходимо, но никогда не переходил на панику и испуг", — подвел итог 45-летней дружбе с писателем Лурье. Друзья познакомились еще в 1966 году, когда Самуил начал работать в "Неве". В 1969 году на страницах этого журнала вышел роман братьев Стругацких "Обитаемый остров".

"Такое впечатление, что разрыв в тучах произошел. Это очень печальный знак", — сообщил Лурье.

В последние годы друзья виделись редко. В последний раз вживую встречались несколько лет назад на вручении "АБС-премии". Больше переписывались по электронной почте, таким образом поздравляли друг друга с праздниками. Но при этом Лурье работал в журнале Бориса "Полдень XXI век".

Напомним, сегодня в возрасте 79 лет в больнице после болезни скончался известный писатель-фантаст Борис Стругацкий. В последнее время у него были проблемы с сердцем.

 

Писатель родился в 1933 году в Ленинграде. В течение своей творческой карьеры он выступал в качестве сценариста, переводчика, в соавторстве с братом Аркадием Стругацким создал несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. В 2002 году Стругацкий был награжден Премией Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.
**

 

Росбалт

Понедельник закончился

Умер писатель-фантаст, классик отечественной литературы Борис Стругацкий

 

·             

В понедельник, 19 ноября, на 80-м году жизни скончался писатель Борис Стругацкий, фантаст, классик отечественной литературы.

После смерти Аркадия, своего старшего брата, Борис Стругацкий писал исключительно под псевдонимом. Писал мало – за двадцать лет всего две книги, на обложку которых он поставил «С.Витицкий». Своей фамилией он подписал лишь «Комментарии к пройденному» – воспоминания о совместном с братом творчестве, эта книга была частью очередного полного собрания сочинений братьев. «После ухода брата… все стало «не то» – работа, мысли, мировосприятие. Да и я сам уже, видимо, не тот», – объяснял он в одном из интервью. Но работал он по-прежнему много – редактировал журнал «Полдень. XXI век», материалы для которого отбирал сам, вел свой семинар для начинающих авторов и учредил «Бронзовую улитку» – премию для фантастов, лауреатов которой тоже выбирал самостоятельно. Еще он полтора десятилетия подряд отвечал на вопросы читателей на сайте rusf.ru – их набралось несколько тысяч, на самые разные темы, а последний ответ Борис Стругацкий дал 4 ноября.

При всем уважении к делу, которому Борис Стругацкий посвятил жизнь, назвать его только «фантастом» означало бы до неприличия сузить то, чем он занимался - и уменьшить значение потери.

Произведения их с братом дуэта фактически стали для родившихся в ХХ веке той линией электропередач, по которой до нынешнего времени дошли – и оказались актуально переосмыслены –- мысли Евгения Замятина и Михаила Булгакова. А декларированная - но отчасти формальная - принадлежность жанру фантастики в советские годы лишь служила им своего рода защитной изгородью. За которой они, как ни странно, могли позволить себе куда больше свободы – как в стилистике, так и в содержании – чем их собратья из «большой» литературы. «Стругацкий - это эпоха русской… даже не литературы, а русского интеллигентского самосознания, - сказал «Газете.Ru» литературовед, секретарь премии «Русский Букер» Игорь Шайтанов, - их романами выражало себя то, что не имело возможности выразить себя иначе.

Их тексты - великое иносказание. С ним, конечно, ушла эпоха».

Изгородь эта, разумеется, не всегда срабатывала – в их биографии множество перерывов, вызванных отнюдь не творческими поисками, а самым настоящим запретом на профессию – так, написанный в 1965 году роман «Улитка на склоне» в полном объеме был издан в СССР только в 1988-м, а повесть «Гадкие лебеди» пролежала в столе 20 лет. Впрочем, и более ранние вещи братьев пробивались к читателю с определенными трудностями – но пробившись, они открыли для людей совершенно новый мир.

Это была совсем другая, непривычная для советского читателя фантастика, из жанра нишевого возведенная в ранг серьезной литературы, но написанная простым, почти разговорным языком – в своей точности и чистоте казавшимся СССР во второй половины ХХ века совершенно нездешним.

«Борис Стругацкий был писателем не первого, а высшего разряда, –

прокомментировал Газете.Ru Дмитрий Быков, - то, что он делал – и с братом, и уже без него – литература поднебесной трудности. Я думаю, что в России на его произведениях выросло больше народу, чем на русской классике»

Чего в их произведениях не было, так это однозначности – того, чем грешили «официальные» фантасты того времени, плоско и буквально воспринимавшие прогресс, открытые им перспективы и успехи мировой космической промышленности в их освоении.

Любопытно, что сами Стругацкие в свое время прошли через эти «болезни роста» – первая повесть Аркадия назвалась «Пепел Бикини» и была типичным примером прозы того времени. Очарованность (пусть и с долей иронии) новым миром присутствовала в их знаменитом «Понедельник начинается в субботу». Однако преодолеть стереотипы они смогли раньше – с самой первой совместной повести «Страна багровых туч».

И, кстати, именно в их первой книге, написанной вместе родился новый мир – в буквальном смысле этого слова, ставший, возможно, главным достижением братьев Стругацких.

Они создали Мир Полудня – того светлого будущего, к которому имеет смысл стремиться и которое имеет смысл строить.

Это понятие превратилось в имя нарицательное – и на обломках СССР, той страны, в которой они создали свои главные произведения, навсегда осталась тоска по несбывшимся предсказаниям братьев Стругацких.

Миру Полудня принадлежит большая часть произведений Стругацких – он и назван так в честь утопической повести 1962 года «Полдень, XXII век». В этом Мире Максим Камерер прилетал на «Обитаемый остров» и знакомился с люденами в романе «Волны гасят ветер», прогрессор с Земли дон Румата понимал, что «Трудно быть богом», а бывший космолетчик Иван Жилин приезжает в некий курортный город, чтобы среди грустецов и рыбарей найти производителей нового наркотика. Можно сказать, что и знаменитая сказка для научных сотрудников младшего возраста «Понедельник начинается в субботу» тоже является книгой про Мир Полудня – в отличие от сатирической и потому цензуру не прошедшей «Сказки о Тройке». Аркадий Стругацкий умер, когда братья работали над очередной книгой про свой Мир – и Борис так и не смог закончить их последний совместный роман.

Братьев Стругацких считали едва ли не диссидентами – многочисленные отказы в публикациях давали для этого повод.

Впрочем, уже в конце 70-х годов официальные гонения практически сошли на нет, стали появляться первые экранизации их романов – в 1979 году были сняты «Отель «У погибшего альпиниста» и знаменитый «Сталкер» Тарковского. Конечно, философский «Сталкер» не был прямой экранизацией «Пикника на обочине», как и легкомысленные «Чародеи» не были экранизацией «Понедельника...»: к счастью для режиссеров, миры Стругацких были устроены таким образом, что оставляли постановщикам большую свободу для интерпретации сюжетов. В конце перестроечных 80-х вышли «Письма мертвого человека» Лопушанского и «Дни затмения» Александра Сокурова (по книге «За миллиард лет до конца света»), – и оба дышали отнюдь не перестроечной свежестью, а страхом перед возможными (причем в не таком уж далеком будущем, больше смахивающем на альтернативное настоящее) последствиями дел человеческих рук.

Интересно, что и в кинематографе последнего времени экранизации произведений Стругацких были чемпионами по уровню интереса к ним публики - достаточно назвать «Обитаемый остров» Федора Бондарчука или «Историю арканарской резни» Алексея Германа-старшего – начатую еще в 1999 году и до сих пор не законченную экранизацию «Трудно быть богом», которую обещают выпустить уже в следующем году.

«Мне довелось перекладывать тексты Стругацких на кинематографические произведения, поэтому я ощущаю большую грусть и личную утрату, - поделился с «Газетой.Ru» Федор Бондарчук, -

В недавно вышедшем фильме «Облачный атлас» нынешняя эпоха упоминается как «эпоха Солженицына». Через некоторое время, я уверен, в нашем, реальном мире Борис Стругацкий станет подобным символом - не только литературного успеха, но и особого, созданного им мира».

Впрочем, непонятно, наступает ли эта эпоха или, наоборот, уходит с кончиной Бориса Стругацкого. Но, к сожалению, одно можно сказать точно – теперь оба Стругацких останутся не ее живыми воплощениями, а обреченными на долгую память, действительно, символами. «Его уход - катастрофа и лично для меня. Для меня он всегда был нравственным мерилом, я привык на него оглядываться», - резюмировал «Газете.Ru» Дмитрий Быков.

Борис Стругацкий страдал от ишемической болезни сердца, перенес два инфаркта - первый в 2006 году, второй – в 2009-м. В последнее время Борис Натанович ежемесячно проходил обследование у кардиологов 26-й больницы Петербурга.

относится к: ,
comments powered by Disqus