Петербургский человек. На смерть Юрия Пирютко
"Трудно в это поверить, всё надеюсь — может, это какая-то ошибка?.. Вероятно, сердце" - пишет на сайте Фонда имени Д.С.Лихачёва его исполнительный директор Александр Кобак в некрологе "Петербургский человек".
В Торжке проходят следственные действия: тело Ю.М.Пирютко было обнаружено без следов насильственной смерти или попытки ограбления на берегу Тверцы рано утром 3 октября 2014.
"Блестящий знаток петербургской культуры, человек свободного действия, никогда не думавший о карьере и верный своему делу, - пишет Александр Кобак. - Один из лучших историков Петербурга, умница, эрудит, меломан, знаток балета и оперы, Юрий Пирютко был очень петербургской фигурой, будто зашедшей к нам из «серебряного века». Без него ландшафт петербургской культуры сделается беднее.
Юрий Пирютко родился в мае 1946 года в Ташкенте (чему придавал определенное значение). Осенью 1946 семья переехала в Сиверскую под Ленинградом. С 1960 года жил с матерью в Гатчине, с 1973 — в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета (1969) по специальности историк-искусствовед. Дипломная работа была посвящена художнику-любителю князю Г. Г. Гагарину, вице-президенту Академии художеств и одному из создателей русско-византийского стиля. Как иронически отмечал Ю.М.: «Любопытно, что мне рекомендовали не называть Григория Григорьевича князем».
Ю.М. обладал замечательным литературным даром, сочинял много и легко. С конца 1960-х годов написал едва ли не дюжину повестей, подготовил полтора десятка поэтических сборников, переводил Гёльдерлина, Паунда, Верлена. Эти машинописные книги имели хождение только в самиздате.
Главным профессиональным делом Ю.М. стала история нашего города. В 1975 году вышел его путеводитель по Гатчине, в то время не входившей в туристические маршруты. Перейдя в 1973 из Гатчинского краеведческого музея на работу в Музей истории, опубликовал несколько статей по архитектуре социалистического Ленинграда, обратившись, в частности, к уникальным блокадным дневникам А. С. Никольского.
Интерес к культуре «серебряного века» выразился в занятиях историей артистических подвалов «Привал комедиантов» и «Бродячая собака». Это были не только статьи и публикации, но и вечера памяти (в начале 1970-х были ещё живы некоторые посетители этих заведений).
С 1977 года и до последнего дня жизни работал в Государственном музее городской скульптуры. Здесь нашла проявление, пожалуй, главная тема его краеведческих занятий — история петербургского некрополя. Больше 35 лет являясь хранителем музейных некрополей Музея городской скульптуры, Ю.М. много писал на темы, связанные с историей Александро-Невской лавры как первого российского пантеона. Публиковал статьи о Царскосельском некрополе, мемориальном кладбище в Комарово.
В краткой автобиографии Ю.М. отмечал, что считает для себя особенно важной книгу «Исторические кладбища Петербурга» (1993). В процессе этой совместной работы мы познакомились с Ю.М., и с тех пор наши творческие и дружеские контакты не прерывались больше четверти века.
Общий наш интерес к истории гибнущих исторических кладбищ города воплотился осенью 1987 в организации общественной комиссии «Некрополь» при Ленинградском отделении Советского фонда культуры. Почти два десятка авторов четыре года трудились надо описанием старых петербургских кладбищ, результатом чего стала коллективная монография «Исторические кладбища Петербурга», отмеченная в 1996 только что учреждённой Анциферовской премией как лучшая работа о Петербурге. В конце 1980-х годов Ю.М. читал лекции по истории петербургского некрополя в Центральном лектории, Доме журналиста, собиравшие полные залы.
Много писал Ю.М. о монументальной скульптуре Петербурга. Особо отмечу статью о скульпторах начала XIX века братьях Трискорни, опубликованную в «Невском архиве» (1993). Постоянным автором этого историко-краеведческого сборника Ю.М. оставался почти двадцать лет.
Давно витавшая в воздухе идея сооружения памятника первым строителям Санкт-Петербурга вблизи Сампсониевского собора была осуществлена в 1995 при деятельном участии Ю. М. Увы, это творение архитектора В. Б. Бухаева и художника М. М. Шемякина стало жертвой акта вандализма.
В 1998 вышла книга Ю.М. «Другой Петербург» (под псевдонимом «К. К. Ротиков»), которая получила большую известность и несколько раз переиздавалась. Историк Лев Лурье отмечал: «Произведение Константина Ротикова — лучший неканонический путеводитель по Петербургу со времён Анциферова». По словам самого Ю.М., «этот квази-путеводитель, конечно, принадлежит не к научно-популярной, а просто к художественной, развлекательной литературе», поэтому он не включил его в библиографический список своих петербурговедческих работ.
Когда «железный занавес» пал и появилась возможность ездить за рубеж, Ю.М. исколесил всю Европу как участник автобусных туристических экскурсий. Этот не слишком комфортабельный вид путешествий позволял ему расширить свой кругозор и включить петербургскую культуру в широкий европейский контекст. Сам Ю. М. провёл сотни экскурсий по Петербургу, Ленинградской области, Северо-западу России.
С самого основания в 1994 году был членом Общественного научно-экспертного совета по культурному наследию Петербурга. С 2003 — членом жюри Анциферовской премии за лучшие работы о Петербурге.
Участвовал почти во всех крупных проектах, посвящённых истории Петербурга. Был одним из авторов путеводителя по Ленинграду (1986), энциклопедического справочника «Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград» (1992), справочника «Памятники Санкт-Петербурга» (2002), энциклопедии «Санкт-Петербург» (2004), свода «Петровские памятники России» (2012–2014).
Буквально несколько дней назад мы обсуждали новые совместные проекты. Ничто не предвещало скорого конца. Краеведческий и музейный мир нашего города понёс огромную утрату".
В публикации цитируется текст А.В. Кобака, директора Фонда имени Д.С. Лихачева, Председетеля правления Санкт-Петербургского союза краеведов.
Фотография Юрия Минаевича Пирютко с личной страницы в сети ВКонтакте