Смерть выбирает лучших. Не стало Алексея Балабанова
|
|
Умер кинорежиссер Алексей Балабанов
Это не просто безвременная смерть, а смерть, которая вызывает бессильное, почти мистическое, бешенство, если угодно, богоборческое бешенство. Это беда, огромная беда для русского кино: на воображаемом Страшном суде оно могло бы попросить снисхождения за свой конформизм, утрату профессионального уровня, презрение к реальности, прежде всего, фильмами Балабанова. Самого европейского из русских режиссеров, несмотря на то, что фестивальная суета и международная карьера, как любая суета и любая карьера, были ему не то, чтобы противны: он просто с ними не совместим. И самого русского из европейских режиссеров. В отличие от подавляющего большинства коллег, он не боялся смотреть на реальную Россию и транслировать ее страхи, ее ожесточение, ее смятение, ее правду. |
|
||
Он был режиссером войны, вечной гражданской войны. Отсвет войны, уже идущей или только подступающей, лежал на всех его фильмах, происходило ли их действие в начале века («Трофимъ», 1995; «Про уродов и людей», 1998; «Морфий», 2008), в тени «Афгана» («Груз 200», 2007; «Кочегар», 2010) или Чечни («Брат», 1997; «Мне не больно», 2006), на криминальных ли фронтах («Жмурки», 2005). Человек, знавший войну — на излете холодной войны он был военным переводчиком в «горячих точках» - он каждым фильмом напоминал о войне, окружающей нашу мирную жизнь, и такого покушения на общественное спокойствие ему не прощали. |
|
||
«Проклятый поэт» русского кино, интеллектуал, неотличимый в жизни от простого василеостровского люмпена или работяги, режиссер «с содранной кожей», уральский «провинциал», увидевший невидимый другим Питер, который «народу бока повытер», рок-н-ролльщик, на первых порах обласканный ленинградскими снобами за экранизации Беккета и Кафки, он облекал ужас жизни в безупречно профессиональную форму. Виртуозно владел любым жанром и любой интонацией: от мелодрамы и брехтовской дидактики до триллера и притчи. В автомобильной аварии на съемках «Реки» (2002) погибла выдающаяся якутская актриса Туйара Свинобоева, но даже тех сорока минут, которые были сняты и смонтированы Балабановым, достаточно, чтобы понять: он обладал таким эпическим, почвенным режиссерским темпераментом, каким обладали лишь гиганты 1920-х годов: Довженко или Мурнау.
Осыпаемый обвинениями во всех смертных грехах – от русофобии до антисемитизма – он никогда не был циником. Он любил своих героев, потому что понимал их, и это он, а не герои перенесенной им в Питер 1990-х «Дамы с камелиями», заклинал сам себя: «Мне не больно». Безобразная свара, поднятая вокруг его «Брата», один в один повторила безобразную свару, вынудившую в 1970-х покинуть Францию великого Луи Малля. Тот показал в «Лакомбе Люсьене» (1974) роман воспитания обычного французского убийцы, Балабанов – роман воспитания обычного русского убийцы.
И, вместе с тем, его смерть - это, как у Гарсиа Маркеса,
«объявленная смерть». Не потому, что в финале своего последнего фильма «Я тоже
хочу» (2012), снятого, кажется, именно ради этого финала, Балабанов сыграл
«режиссера, члена Европейской киноакадемии», жалобно и мучительно умирающего на
пороге рая, куда его не пустили. Вызывая в памяти строки Николая Гумилева:
«И войду не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник, мытарь
И блудницы крикнут: “Вставай!”».
Балабанов жил со смертью: не только и не столько, как тяжело болеющий человек,
сколько как режиссер, как никто, воплотивший максиму Кокто и Годара: «Кино
снимает смерть за работой». Работая, снимая фильмы, он боролся со смертью и,
казалось — на это надеялись все, кто знали и любили Лешу и его фильмы —
заставлял ее отступить. Смерть всегда оказывается сильнее: Балабанов это знал,
но отказывался с этим примириться.
Михаил Трофименков, Дарья Тросникова
**
Прощание с Балабановым пройдет на "Ленфильме" 21 мая
18 мая 2013 года 23:05
Санкт-Петербург. 18 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Прощание с режиссером Алексеем Балабановым пройдет в одном из павильонов "Ленфильма" 21 мая, сообщил "Интерфаксу" советник генерального директора киностудии Валерий Карпов.
"Панихида состоится в первом павильоне "Ленфильма". Время ее будет объявлено немного позже", - сказал В.Карпов.
Он уточнил, что А.Балабанов будет похоронен в Петербурге, однако где именно, пока неизвестно.