К 25-летию Движения в защиту прав потребителей
Первая в России организация по защите прав потребителей – Ленинградский клуб потребителей была создана еще в советское время, 25 лет назад, в Ленинграде. Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области - преемник этой организации. За эти годы Общество оказало правовую и экспертную поддержку сотням тысяч горожан, выиграны тысячи судебных разбирательств.
Тогда не было рыночных отношений, не было Закона о защите прав потребителей, не было возможности свободно создавать общественные организации. Был дефицит товаров, люди месяцами отмечались в «черных» очередях, чтобы купить холодильник, телевизор или мебель. Невозможно было свободно подписаться на любимый журнал или газету. Сейчас трудно это представить, но это было.
И вот осенью 1988 года во Дворце культуры им. Ленсовета по инициативе Петра Шелища собралось четыре десятка горожан, чтобы обсудить эти проблемы и найти путь их решения. После общих рассуждений о том, какие потребительские проблемы сейчас самые острые для ленинградцев, было предложено объединить усилия и принять решение о создании Ленинградского клуба потребителей.
Учредителями стали клуб «Перестройка» (от него в Совет клуба вошли Петр Шелищ, Анатолий Голов и Виктор Монахов), Областной совет профсоюзов (его в Совете представил юрист, будущий депутат Верховного Совета РСФСР Владимир Варов), Социологическая ассоциация (Валерий Голофаст), совет научно-технических обществ, союз дизайнеров.
На следующий день директора Дворца культуры вызвали «на ковер» в обком КПСС - кто позволил! Но вечером это собрание показало центральное телевидение в программе «Время». Короткий репортаж о передовом опыте обеспечил начинанию популярность и успех, который снял недоброжелательную подозрительность партийных властей.
Первые годы клуб занимался широким кругом вопросов – от экспертизы качества водопроводной воды, овощей, молока и других продуктов до подготовки своего проекта закона о защите прав потребителей. Благодаря Областному совету профсоюзов у Клуба сразу появилась еженедельная полоса в профсоюзной газете «Ленинградский рабочий». Активисты клуба выступали на радио и телевидении, с помощью СМИ старались донести до земляков информацию о правах потребителей. Первой публичной акцией Клуба стала общественная компания за отмену лимитов на подписку на газеты и журналы.
Через год, благодаря СМИ, местным энтузиастам и поддержке профсоюзов, в СССР возникло уже свыше 40 обществ потребителей. Тогда и была учреждена Федерация обществ потребителей СССР, первым президентом которой был избран народный депутат СССР Анатолий Собчак.
Одной из главных задач того времени было создание законодательных основ защиты прав потребителей. Большую помощь в этом оказал народный депутат СССР от Ленинграда В.С.Петропавловский, который добился принятия закона СССР «О защите прав потребителей» Верховным Советом 25 мая 1991 года.
К
сожалению, этот закон так и не заработал в Российской Федерации,
провозгласившей 12 декабря 1991 года свою независимость от Советского Союза. Однако он лег в основу одноименного
российского закона, принятого в феврале 1992 года. К тому времени уже был
учрежден Союз потребителей России,
объединивший практически все работавшие тогда в Российской Федерации и известные нам
общественные объединения потребителей. И начался новый этап истории российского
потребительского движения.
За эти годы
мы фактически прошли путь, на который в других странах понадобились
многие десятилетия. В стране более 20 лет действует Закон РФ «О защите прав
потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие
потребительские права, в большинстве регионов возникли общественные
объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально
занимаются – по долгу службы или по личной инициативе – защитой прав
потребителей.
Только в Союзе потребителей России, объединяющем более ста региональных организаций, квалифицированную правовую помощь получили миллионы граждан, чьи потребительские права были нарушены. Составлено свыше 350 тысяч претензий и исковых заявлений. По обращениям граждан проведено 150 тысяч экспертиз. Выиграно более 50 тысяч дел в судах. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба измеряется миллиардами рублей. По данным опросов потребителей, эффективность общественной защиты весьма высока: при обращении непосредственно к продавцу или изготовителю товара, исполнителю услуги, или в органы власти потребителю не удается положительно разрешить возникшую проблему примерно в каждом пятом случае; если же за дело берутся общественные защитники, такое случается в несколько раз реже.
Квалифицированная правовая помощь потребителям – наша основная задача. Ежегодно мы оказываем её более чем 400 тысячам граждан. Но помочь каждому пострадавшему от некачественных товаров или услуг невозможно, поэтому главная цель общественных объединений потребителей – научить каждого самостоятельно восстанавливать свои нарушенные права. Мы уверены: человек, у которого сформировались правильная мотивация и навыки защиты своих прав в потребительской сфере, сделал очень важный шаг к полноценной гражданской позиции. Помочь ему в этом – наша миссия. На интернет-портале СПРФ www.potrebitel.net в объеме, необходимом для осуществления самозащиты при наиболее типичных нарушениях, размещена информация о действующих нормах закона, полезные советы, как написать и подать претензию или исковое заявление в суд, куда следует обратиться за помощью, если случай не вписывается в общую типичную схему.