Как отмечают 9 мая в России и Эстонии?
Уже последнюю неделю в Санкт-Петербурге в стенах Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования работает выставка «Разные войны: национальные школьные учебники истории о Второй мировой войне». Вторая мировая война – достаточно противоречивое событие, пришедшее на XX век, поэтому целью выставки является отразить различные взгляды на историю Второй мировой войны через анализ и сравнение материалов, представленных в учебниках истории для современных старшеклассников различных стран, включая Россию.
На основе выставки также проводятся различные семинары, которые освещают различные аспекты памяти о Второй мировой войне.
Так 17 апреля прошел семинар «День Победы. Приграничная память: как и что отмечают 9 мая в России и Эстонии», в котором приняли участие Елена Никифорова ( научный сотрудник ЦНСИ), Елена Белокурова (Немецко-Русский обмен) и социолог Дмитрий Воробьёв и рассказали, как сохраняется память о войне и как празднуется День Победы в Эстонии и различных регионах Российской Федерации.
Первой выступила Елена Никифорова и рассказала, как сегодня общество и власть рассматривают Вторую мировую войну и как передают память поколениям в разных странах. Большая часть её выступления была посвящена смыслу памятников, которые являются отражением памяти, замаскированным текстом, говорящим о прошедших масштабных и местами крушительных событиях. Музеи и памятники отображают ту или иную интерпретацию истории.
Сегодня по всей Европе установлено порядка 4000 памятников и мемориалов советским солдатам. Как утверждает Михаил Габович (со слов Е. Никифоровой), первые советские памятники были возведены не в России и несут в себе геополитическую нагрузку. В настоящее время смысл памятников портится табличками или снятием с них некоторых компонентов советского нарратива, убирается коммунистический контекст.
Сама Елена Никифорова на семинаре, переходя к случаю практик сохранения памяти в Эстонии, сказала, что достаточно часто посещала Эстонию и говорит о том, что большая часть эстонского общества в рамках Второй мировой войны разделяет русский нарратив об освобождении, однако некоторые всё же разделяют нарратив оккупации. «Вокруг памяти о Второй мировой войне начинаются разные процессы, от художества до политики». – говорит Елена Никифорова. На примере Эстонии она освещает начавшуюся эпоху активной войны памятников (Бронзовый солдат в Таллине), где она вела наблюдение празднования Дня Победы с места события в формате кладбища, куда был перенесён памятник Бронзовому солдату, и с места так называемого «антисобытия», откуда он был изъят по решению эстонского правительства. На семинаре также были рассмотрены практики празднования Дня Победы и сохранения памяти в Нарве, Риге, Грозном, Минске, Ивангороде,Брянске, Сочи.
Затем выступили Елена Белокурова и Дмитрий Воробьёв, которые рассказали о практиках празднования Дня Победы в Брянске и Сочи, где они проводили исследования в 2013 году в Сочи и в 2014-м в Брянске. Исследователи пользовались методикой наблюдения и отметили, что характер празднования Дня Победы в различных регионах России практически везде отличается.
В конце семинара после разбора всех животрепещущих тем, касающихся сохранения памяти и жизни памятников, относящихся к событиям Второй мировой войны как в России, так и в других странах, участники семинара сошлись на том, что память должна строиться на универсальных ценностях, чтобы не возвеличивать ту ли иную страну.
На семинаре присутствовали студенты-историки, педагоги, члены эстонской общины Петербурга и просто интересующиеся актуальной и местами болезненной темой празднования Дня Победы.
Напомним: выставка работает в Петербурге до 21 апреля 2017. Завтра, 20 апреля, четверг, с 16.00-18.00 в рамках выставки пройдёт заключительная дискуссия «Выставка «Разные войны» и её посетители: опыт создания и реакция общества».