01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Память

Первый Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма в Петербурге

Вы здесь: Главная / Память / Культура памяти: Практики / Первый Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма в Петербурге

Первый Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма в Петербурге

Автор: Евгения Литвинова — Дата создания: 26.08.2009 — Последние изменение: 27.08.2009
Участники: Фото: Институт региональной прессы
Cogita!ru
24 августа в Институте региональной прессы подвели итоги первого Европейского дня памяти жертв сталинизма и нацизма. Этот день был введен по решению Европарламента, он приурочен к 70-й годовщине заключения пакта Молотова-Риббентропа 23 августа 1939. В Петербурге в этот день в «Гражданском контроле» состоялась конференция «Преодоление тоталитарного наследия – необходимое условие достижения примирения и согласия в современной Европе». На пресс-конференции побывала Евгения Литвинова.

 

23 августа в Петербурге в «Гражданском контроле» состоялась конференция «Преодоление тоталитарного наследия – необходимое условие достижения примирения и согласия в современной Европе».

На следующий день итоги конференции участники представили журналистам. Выступали Юрий Нестеров, Владимир Шнитке, Игорь Кочетков, Александр Винников.

Ю.М.Нестеров (Правозащитный совет Петербурга):
"Мне было поручено Правозащитным советом организовать конференцию. На Правозащитный совет произвела сильное впечатление истерическая реакция в России (особенно во властных структурах) на решение Парламентской ассамблеи ОБСЕ, принятое 3 июля этого года, отметить 23 августа «день памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней». Соединение нацизма и сталинизма через союз «и» возмутило политическую элиту России. Правозащитный совет поддержал резолюцию ОБСЕ. Учитывая, что в обществе события 70-летней давности трактуются по-разному, мы хотели дать возможность петербуржцам, прежде всего историкам, высказаться. Связь между теми давними событиями и отношением к ним и сегодняшней жизнью страны несомненна. Последующая дискуссия показала, что та часть участников встречи, которая считает события 23 августа 1939 года позорной страницей отечественной истории осталась не удовлетворена выступлениями  историков. Неудовлетворенность была связана прежде всего с тем, что в выступлениях историков, которых мы пригласили (Юлии Кантор из РГПУ им. А.И.Герцена и Андрея Павлова из СПбГУ) либо искренне, либо под влиянием конъюнктуры была попытка занять некую «объективистскую» позицию: «все правы и все виноваты», ответственность за развязывание второй мировой войны лежит на всех, и европейские страны даже больше виноваты. Они подписали Мюнхенское соглашение на год раньше, а Советский Союз был вынужден подписать пакт. Это «замыливание» нравственных оценок произошедшего, нежелание видеть разницу между этими двумя документами и их влиянием на последующие события, нас и возмутило. В последовавшей вслед за выступлениями историков дискуссии противоположная точка зрения прозвучала достаточно отчетливо. Я думаю, что основания согласиться с позицией, изложенной 3 июля на Парламентской ассамблее ОБСЕ очень серьезные. Поскольку два тоталитарных режима хоть и имели различия, но 23 августа 1939 года «слились в любовном экстазе». Итогом этого был раздел Европы между Гитлером и Сталиным, после победы над Германией следующий раздел Европы, организованный Сталиным. Эта тема еще долго не устареет. Когда российское общество осознает, что черные страницы истории нужно пролистывать мужественно и честно, тогда мы справимся и со многими другими внутренними современными проблемами. Мы в начале долгого трудного, но необходимого пути".

В.Э.Шнитке ( правление СПб. общества «Мемориал»):
"Европейские парламентарии считают, что должен быть день памяти жертв всех тоталитарных режимов. Память должна сохраняться. Это очень важно для нашей молодежи. Есть несколько категорий и групп (довольно значительных по размеру), которые пострадали и от нацизма, и от сталинизма. Например, гомосексуалисты или цыгане, но память об этом почти утрачена. У цыган проблемы остались и сейчас. Не предлагается никаких решений, чтобы это национальное меньшинство влилось в нормальную жизнь. Такая же ситуация с гомосексуалистами, которых преследовали и при нацизме, и при сталинизме, и продолжают оказывать давление и сейчас. О Холокосте все знают, но есть еще много групп людей – жертв тоталитарных режимов. Это, например, и представители различных религиозных конфессий. День, который позволил бы еще раз напомнить обо всех жертвах, обязательно должен быть. Об этом надо говорить с детьми в школе".

И.В.Кочетков (общественное движение «Российская ЛБГТ-сеть»):
"В резолюции ОБСЕ, которую мы сегодня обсуждаем, есть очень важный призыв:  отказаться от идеологии и практики тоталитаризма. Элементы идеологии и практики тоталитаризма – это не история, это, к сожалению, все еще современность. Есть целые группы общества, пострадавшие от тоталитарных режимов, о которых сегодня «стыдно» говорить. Деликатно замалчивается в частности и преследование геев, бывшее и при нацистском, и при сталинском режимах. Почему происходит это замалчивание? Думаю, именно потому, что кое-кому из ныне действующих представителей власти выгодно сохранение стигматизации гомосексуалистов, выгодно использовать самые низменные чувства людей для манипулирования обществом: например, для дискредитации своих политических оппонентов, для поиска очередного внутреннего врага, для якобы борьбы за нравственность. Сегодня многие люди в России пытаются оправдать тоталитарные режимы, утверждая, что тогда боролись за нравственность (геев преследовали, например). Никакого отношения к морали, к религии, к нравственности преследование гомосексуалистов при нацизме и при сталинизме не имеет. Это были политические репрессии. Гомосексуалисты являются одной из групп, способных к самоорганизации для защиты своих интересов. Замалчивание репрессий, которым подвергались гомосексуалисты, - это действительно глубоко безнравственно. Часто спрашивают: «Почему молчат те, кто пострадал? Те, кто сидел по 121-й статье, кто сидел в нацистских лагерях?» Эти люди пережили такие унижения, такую боль, о которых они до сих пор не могут говорить, боятся вспоминать. В Германии первый гей, сидевший в нацистских концлагерях, заговорил об этом через 40 лет. Это далось ему с большим трудом. Сегодня Германия и Австрия признали вину за те страдания, которые были причинены миллионам граждан, несших на себе печать преступников, больных, виноватых без вины. Даже Германия позорный 175 параграф, по которому геев заключали в концлагеря, отменила только в 1969 году. Почти через четверть века после окончания второй мировой войны. В России 121 статья была отменена  в 1993 году".

А.Я.Винников (общественное движение «За Россию без расизма»):
"Мы ездили утром перед началом конференции в Красное Село, где стоит памятник жертвам, оказавшимся в заключении в концентрационных лагерях, откуда людей угоняли на работу в Германию. С нами ездила женщина, которая была вывезена из Красного Села и направлена на работу. Она рассказала нам свою историю. Как она сама призналась, об этом она молчала много-много лет. Первое, что сказала эта женщина, что никакого концлагеря на этом месте не было. Это вранье, выдуманное администрацией, которая ставила памятник. Людей хватали прямо из домов, загоняли в поезда и везли в Прибалтику. Там их размещали в концлагерях, поселяли в бараках, взрослых водили на работы, а для детей существовала школа. Она ходила в школу в Таллинне. Самое страшное ее детское воспоминание, когда пришел солдат-освободитель, наставил автомат и пытался изнасиловать ее и ее подружку. Когда она вернулась домой, первое, что сказал ей отец: «Забудь о том, что тебя вывезли на работы. Об этом ты должна молчать всю жизнь. У тебя ленинградская прописка. Ты была блокадницей! Ты все время была здесь». И она молчала все эти годы. Она боялась репрессий и имела на это все основания. Те, кто оказался на оккупированной территории, те, кто был угнан в Германию, все подвергались репрессиям. Эта женщина отказалась повторить свой рассказ публично. Она боится до сих пор. Она уверена, что и сейчас даром ей это не пройдет. Такова атмосфера, царящая в нашей стране. То, что ее страхи вполне реальны, подтвердила реакция депутатов нашего парламента на одну фразу в решении Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая объединяет два тоталитарных режима «во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней».
Сейчас в нашей стране сталинизм и тоталитаризм возрождаются в двух формах: это советский патриотизм (его исповедует наша московская элита и с ним связана такая резко негативная реакция на резолюцию ОБСЕ) и русский фашизм (он характерен для провинциальной элиты в основном). Эти две тоталитарные идеологии конкурируют между собой в той степени, в какой конкурируют столица и провинция империи, метрополия и колонии. Однако есть у них и общее: синдром «оранжевофобии», страх перед народом, который в один прекрасный день предложит им уйти. Объектом этих фобий являются правозащитники, демократы, либералы – все те, кто совершил революцию 1991 года, положив конец Советской власти. Но до сих пор страх, который сковывал людей в СССР, жив. Это значит, что жив и сталинизм".

В то же время позиция властей РФ резко отличается от изложенной участниками пресс-конференции.

Совет палаты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выразили свою «глубокую обеспокоенность в связи с тем, что Парламентская ассамблея ОБСЕ оказалась податлива к действиям политических провокаторов».  «Пришло время поставить во всех авторитетных международных организациях вопрос об ответственности за посягательство на историческую память в отношении Второй мировой войны, за очернительство действий участников антигитлеровской коалиции и за оправдание действий нацистов и их пособников».

Текст резолюции был опубликован на нашем сайте в июле 2009.

Интервью с Юлией Кантор (Это Москвы в СПБ", 25.08.2009)

comments powered by Disqus