О переименовании Дня снятия блокады
Эта заметка появилась на странице в сети facebook.com известного петербургского библиографа Полины Лазаревны Вахтиной ровно два месяца назад. С согласия автора мы ее воспроизводим, как не утратившую актуальность.
"27 ноября 2013. В 14:46.
Была вчера в агентстве РИА "Новости" на пресс-конференции, посвященной переименованию "Дня снятия блокады города Ленинграда (1944 год)" на "27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год)".
Пошла не потому, что пригласили, а потому что мой отец сражался в одном из самых страшных мест на этой войне – на Ораниенбаумском пятачке, а мама провела большую часть блокады в Ленинграде. Еще потому, что в 2005 году вышла составленная мною книга "Публичная библиотека в годы войны", и, готовя ее, я столкнулась с таким героизмом, самоотверженностью, болью, стремлением к победе, человеческими потерями горожан, о которых раньше и не подозревала, несмотря на прочитанную от корки до корки "Блокадную книгу" Адамовича и Гранина.
И вот теперь об этих людях, жителях блокадного Ленинграда, хотят забыть.
Видит Бог, я не стремлюсь умалить подвиг нашей армии, освободившей большую часть территории страны от фашистов, да это и невозможно сделать. Просто снятие блокады Ленинграда – совсем другой случай. Ленинград не был оккупирован, его не требовалось освобождать. Именно в этом его уникальность, его историческая роль, его слава, в конце концов. Освободить можно только то, что находится в заключении, в оккупации, а Ленинград был блокирован, блокаду же можно только прорвать или снять - откройте любой толковый словарь.
Возмущает и вопиющая неграмотность новой формулировки. "Блокады его..." в данном контексте – это языковой шедевр. Обо всем этом говорилось на пресс конференции.
Я же хочу сказать о другом. В нашей стране сейчас одной из значимых, ключевых тенденций стала подмена понятий, смыслов. Под видом заботы о детях принимают "Закон Димы Яковлева", который обрекает этих детей на безнадежное существование или гибель в детских домах. За словами о защите детей от нетрадиционных сексуальных отношений скрывается воинственная гомофобия, уже приведшая к ряду преступлений против наших граждан. И иначе не могло быть, ведь общество прекрасно понимает, о чем идет речь в этом законе. Теперь разворачивается новая кампания против публикации книг о сексе и насилии, и вот уже на юге нашей страны запрещаются книги Набокова и Есенина.
То же самое происходит и в случае переименования "Дня снятия блокады". Этому событию в январе 2014 года исполняется 70 лет. Из блокадников остались единицы. Что делает город, что делает центральная власть для того, чтобы облегчить этим людям жизнь, хоть как-то скрасить их старость? По сути говоря, ничего. Многие по-прежнему живут в коммуналках, получают нищую пенсию, за ними нет постоянного ухода. Музей обороны и блокады Ленинграда находится в чудовищном состоянии, его сотрясают скандалы.
Вместо подлинной заботы блокадники получают ненужные подачки от Смольного или депутатов "Единой России". Никогда не забуду, какое возмущение вызвал у них пару лет назад депутатский подарок, когда на свой праздник они получили от этой партии комплект постельного белья, где на ярко-зеленом фоне пламенели аляповатые оранжевые ананасы и цвели алые и почему-то синие розы.
А ведь им уже за 90, им нужно совсем другое: хороший, знающий домашний врач, сиделка, бесплатные лекарства (не те, которые перечислены в списке нашего Минздрава, а самые лучшие, новейшие, способные помочь старому, немощному человеку), нормальные условия в больнице. В конце концов, им нужен кто-то, с кем можно просто поговорить, им нужен человек, который сможет их обслуживать. Это все простые, банальные вещи, но их-то и нет. Зато есть новая формулировка праздника.
P.S. Сейчас в городе обсуждают, надо ли этот праздник сделать нерабочим днем. Помолчим".
См. также репортаж Андрея Рысева о блокадной реконструкции на Итальянской улице в Петербурге.