Дети разных эпох
Рядом с 240-летием Российского института сценических искусств и 85-летием Олега Басилашвили 25-летие мастерской Семена Спивака выглядит скромно. Но для Молодежного театра и для Петербурга четвертьвековой юбилей актерско-режиссерского класса художественного руководителя театра на Фонтанке, народного артиста России, профессора Спивака ̶ событие заметное: 4 выпуска, около 100 актеров и режиссеров.
В театре на Фонтанке любят праздники. Нынешний мог бы стать «домашним», но не стал. Из творческого вечера 1 октября 2019 получился спектакль о времени, мастере и студенчестве. Его историзм был шутлив и отчасти грустен. Сценарий капустника сочинил ученик Спивака Сергей Морозов (руководитель театра «На Литейном»). Двухчасовое действо помогали «отшлифовать» педагоги курсов Мария Мирош и Роман Нечаев, а также актриса Наталья Третьякова.
В хронике боевого 25-летия (ее отслеживали ведущие ̶ режиссер Сергей Морозов и актриса Людмила Бояринова) комично соединялись мировые события и «трагические» эпизоды студенческой жизни. Например, космические полеты и поедание последней банки консервов, присланной из дома. «Лихие 90-е» гротескно отразились в быту и творчестве первого выпуска мастерской. На одной чаше весов ̶ хроническое недоедание (любимая фраза тех лет ̶ «дай кусить») или крупномасштабная татуировка студентки, на другой ̶ своеобразный рекорд Гиннеса: две реплики Спивак однажды репетировал с учениками 4,5 часа. Эпохальность курса подтверждена двумя фактами: он застал еще некурящего Спивака и, единственный из 4-х выпусков не учился при президенте В.В. Путине. Ну, а под конец своего выступления «ветераны» радостно грянули «Очи черные»...
Существование второго выпуска (2004-2009 гг.) также тесно связано с президентами и событиями на земном шаре. Выбран в США Барак Обама – в мастерскую отобрано 28 человек со всего мира. Капустничные номера этой компании были нервнее и сложнее. Очень смешно выступал ансамбль «А ля бемоль»: исполняя на разных инструментах военную хоровую песню «Смуглянка-молдованка», он показал, как мучается руководитель (т.е. Спивак) со своими подопечными. Экстатический дирижер (Владимир Брик) увядающие темп игры и темперамент исполнителей подхватывал и поднимал всеми своими душой и телом. В финале разгоряченный Брик сбрасывал рубашку и, падал, обессиленный, на сцену. Нерадивые музыканты с трудом возвращали его к жизни.
Во всем своем прекрасном абсурде репетиционный процесс изображался в разговорном жанре (Арсений Мыцык и Роберт Студеновский). Мыцык-педагог (т.е. все тот же Спивак) пытался добиться органики от разуверившегося в себе студента. Этюд «Посещение Макдональдса» выглядел для непосвященных совершенно дико, но люди, знакомые с педагогическими приемами мэтра, хохотали до слез.
Чем ближе юбиляры продвигались к нашему времени, тем атмосфера на сцене становилась все серьезнее. Выпускники третьего набора начинали с киносюжета по мотивам известного романа Достоевского: сцена в поезде (Рогожин, Мышкин, Фердыщенко). Ведь они заканчивали обучение дипломным спектаклем «Идиот. 2012». «Юбилейный» Рогожин хотел петь песню и выпивать за педагогов. Мышкин почему-то боялся прыгать на батуте. А где Достоевский, там и двойники: на сей раз, расщепили самого Спивака, и вот уже два мэтра в кепариках и очках делали творческое внушение сразу двум футбольным командам.
Четвертый набор (2015-2019) вышел на просторы художественной вселенной театра три месяца назад. Это студенты, показавшие шукшинскую композицию «Обыкновенные чудики» (так могли бы называться все «спиваки») и совсем недавнюю премьеру «Игра в Шекспира. Гамлет». Ребята называют себя интернетным поколением и не без оснований: по самому пустяковому поводу они обмениваются многочисленными, но односложными репликами в соцсетях. Время наше мрачноватое, циничное. И вчерашние ученики разыграли компьютерную рекламу всего и вся. Вот «молодой талантливый актер театра и кино» вначале предлагает пользователям свои незаурядные актерские способности, затем умение проводить корпоративы, свадьбы и похороны, наконец, готов перенести любые грузы куда угодно.
На самом деле, все не так уж плохо. Значительную часть учеников Спивака, как ни удивительно, оставляют в труппе Молодежного. Они продолжают играть дипломные спектакли и входят в новые постановки. Мастерами стали Регина Щукина и Анна Геллер из первого набора, блистательно работают в последних премьерах Сергей Яценюк (из второго набора), Алиса Варова (из третьего набора). Много ставит в Петербурге, Москве, Таллинне режиссер Денис Хуснияров. Выпускники мастерской работают, помимо Молодежного, в МДТ, Театре на Васильевском, Приюте комедианта. Да и кино их не обижает. Скажем, Владимир Брик снялся в 27 фильмах.
А главное, как признался ближе к финалу педагог, музыкант Иван Иванович Благодер (в просторечии Ваня-Ваня), в мастерской учат любви. И это правда. Любовь сквозит в каждом эпизоде, реплике. Все цитируют обожаемого мэтра. А «классик», в сером джемпере, постоянно изумляется, сколько талантливых, любящих жизнь, юморных ребят его окружает. Конечно, он ими подзаряжается. Потому незадолго до своего собственного юбилея (в июне 2020) Спивак танцует сам и «заводит» учеников рок-н-роллом (праздничный вечер носил название «В ритме рок-н ролла»). Да, Спивак не перебросил в танце двадцатилетнюю партнершу через себя, но чувствовалось, что невидимо это случилось. По крайней мере, Мастер хитро высовывал кончик языка, когда рассказывал хохмы времен собственной студенческой юности. Например, анекдот про Станиславского и Товстоногова, который заканчивается знаменитой фразой Жванецкого: «Нормально, Георгий? Отлично, Константин!». Сегодня даже на капустниках не часто, удается так посмеяться и порадоваться молодым и зрелым талантам. Итак, до следующих юбилеев в Молодежном!