К 75-летию Марка Борнштейна
К его юбилею приурочена персональная выставка в Доме актера. Выставка открылась 24 декабря 2018.
В экспозиции представлены итоги многолетней деятельности мастера в кукольном и драматическом театре: эскизы к спектаклям, маски, костюмы, реквизит, фотографии... Выставка освещает этапы творчества: 17 лет работы в театре кукол, начиная с магнитогорского театра «Буратино», 40 лет авторского спектакля «Гамлет», 30 лет работы главным художником Санкт-Петербургского государственного Интерьерного театра. Фоторепортаж об открытии выставки
В октябре 2018, собственно в день юбилея, легендарный камерный спектакль «Гамлет», поставленный и играемый самим художником и его женой Лидией Мартьяновой, был показан в Израиле. В 2018 году состоялся последний показ этого спектакля.
25 декабря в Доме Державина открылась документальная выставка о 1990-х годах и Интерьерном театре в этом доме, оформленная Марком Борнштейном.
Сегодня, 27 декабря 2018, в 18 часов во дворе дома 31 по 8-ой линии Васильевского острова состоится оформленный художником перформанс, посвященный 80-летию со дня гибели Осипа Мандельштама.
***
Петербургский театральный журнал опубликовал интервью Ксении Русиновой с Марком Борнштейном.
Фрагмент этого интервью:
Ксения Русинова: Если выбирать между театром кукол и драмой?
Марк Борнштейн: В куклах интереснее, конечно. В драме я тоже ставил, но как-то так получалось, что куклы всегда так или иначе пролезали в драматическую историю, без них я уже обойтись не могу. Так уж сложилось, к тому же живой артист может сделать не все. Да и здесь, в Интерьерном театре, часто без кукол просто не обойтись.
— Расскажите о ваших самых сильных театральных впечатлениях.
— На том же, так повлиявшем на меня Московском фестивале я видел действительно чудеса: чешский театр кукол «Драк» из Градца Карлова, Альбрехта Розера, Филиппа Жанти. Это были сильнейшие, незабываемые впечатления, и, честно говоря, более высоких примеров не приведу, они были самыми интересными. Ну и, конечно, вьетнамский театр на воде, который мне посчастливилось видеть на фестивале в Польше, куда мы привозили «Петербургские маски» (спектакль на основе коллекции костюмов по мотивам петербургских памятников). Вьетнамцы — восхитительное зрелище, наивное и прелестное.
— Наивный, добрый, легкий театр вам более близок?
— Скорее нет, я не могу так разделять театр. Всегда все зависит от материала. Трагедия невозможна, например, без космического ужаса перед тем, что происходит в человеке и с ним, иначе все бессмысленно. Средства могут быть самые разные, в том числе и жестокие. Вот «Театр. doc» — казалось бы, просто зачитывание документов, а между тем это настоящее действие. Актриса читала их, и вдруг ее прорывало: она выходила на настоящий открытый разговор. И это, думаю, высшая форма театра: когда артист уже ничем не скован, когда он говорит от себя, пусть и авторским текстом или же перемешивая его со своим. Когда это идет прямо от сердца, у публики защиты нет. Добиться такого театра — вот наша цель. Все остальное — это только средства, степень приближения, и они могут быть любыми: куклы или не куклы, уже неважно.