01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

Восточное партнерство ЕС после Майдана

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Дебаты, беседы, встречи / Восточное партнерство ЕС после Майдана

Восточное партнерство ЕС после Майдана

Автор: Виктор Николаев — Дата создания: 05.12.2014 — Последние изменение: 20.12.2014 Когита!ру
«Мы должны разобраться, в чем договоры об ассоциации с ЕС в рамках Восточного партнерства, привели нас фактически к состоянию холодной войны», - отметил директор Словацкой внешнеполитической ассоциации (Братислава) Александр Дулеба, выступая на конференции «Россия и Европейский Союз: Quo Vadis?» в Петербурге в конце ноября 2014.

Александр Дулеба считает, что несмотря на вполне «горячий» конфликт на территории Украины, теоретически возможно не только продолжение сотрудничества с ней в рамках Восточного партнерства, но даже и вступление ее в состав ЕС.

Напомним, что значительная часть международных экспертов, в частности – российских, считает, что агрессия РФ в отношении Украины, в качестве одной из своих «гибридных» целей преследует воспрепятствование этой стране к теоретически возможному вступлению в Евросоюз и НАТО в результате «неурегулированных территориальных отношений». Александр Дулеба в этой связи напомнил, что Грецию приняли в ЕС в 1981 году – несмотря на неурегулированную проблему с северным Кипром.

Директор киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко был еще более категоричен: «Надо честно признаться, что речь сейчас уже идёт о новой холодной войне. Да, бесперспективность конфликта в дальнейшем видят все, но как вернуться в предыдущую точку? О чем можно договариваться?». Эксперт считает, что на данном этапе договариваться можно только о «действенном прекращении огня» - то есть, о замораживании конфликта в Украине в текущей позиции: «Договариваться о мире сегодня невозможно. Главное – не допустить новой, полномасштабной войны весной 2015 года. Необходимо искать возможности для достижения договоренностей между РФ и ЕС по Восточному партнерству. Но эти переговоры должны идти при участии Украины, Молдовы и Грузии. С уважением наших суверенных прав. Куда идти – в НАТО, Евросоюз, или в какую-то другую сторону – решать народам наших стран, а не другим великим державам – великим в кавычках и без кавычек».

Согласие с такой позицией выразил политический директор МИД Польши Ярослав Браткевич: «Шахматные фигуры на востоке Украины необходимо остановить в том положении, в котором они находятся сегодня. Любое дальнейшее их продвижение – это эскалация конфликта. К сожалению, несмотря на обилие встреч на высшем уровне, там отсутствует действительно серьезный диалог».

Вернувшись к вопросу Восточного партнерства ЕС, Ярослав Браткевич отметил: «Думается, будет очень хорошо, если на основе саммита Восточного партнерства в Риге (в 2015 году – Когита!ру) будут организованы регулярные встречи России и Евросоюза на высшем уровне. Если камнем преткновения в их нынешних отношениях является проблема Восточного партнерства, мы готовы на эту тему говорить, изначально Восточное партнерство – открытый и прозрачный проект, и европейской стороне хотелось бы, чтобы он таким оставался».

Член Совета Федерации, председатель Межпарламентской группы Совета Федерации и польского Сената Олег Казаковцев рассказал, в свою очередь, о том, почему Россия не доверяет ЕС. Так, он высказал претензии к НАТО в связи с нарушением договоренностей о неразмещении войск альянса в восточной Германии (на территории бывшей ГДР) и военных баз в Восточной Европе, а также нерасширении НАТО на восток. Олег Казаковцев с сожалением констатировал, что эти договоренности не имели юридического оформления, а также то, что устные обещания, сделанные представителями НАТО и ЕС советской стороне, оказались недействительными после распада СССР, несмотря на то, что Россия была признана его правопреемником.

Политический директор МИД Латвии Эдуардс Стипрайс предложил начать диалог со смягчения терминов: «Европейский порядок – не очень хорошее выражение, слово «порядок» несет и негативную коннотацию, был ведь и «новый порядок». Я бы сказал проще – не «европейский порядок», а «европейский образ жизни» и даже «европейский быт». «Несмотря на все осложнения отношений между Россией и Евросоюзом, я остаюсь оптимистом. И уверен, что есть перспектива развития наших отношений», - отметил Эдуардс Стипрайс.

Специальный посланник по вопросам Восточного партнерства, представитель МИД Республики Латвия Юрис Пойканс выразил надежду на то, что именно Латвия, как новый председатель Евросоюза, сможет содействовать этому сближению: «Уверен, что стратегической целью для всех нас является построение Европы без разделительных линий, разумеется – с учетом позиции России».

Любопытно, что о Европе «без разделительных линий» говорил на той же конференции и постоянный представитель РФ при ЕС в Брюсселе, Чрезвычайный и Полномочный Посол Владимир Чижов: «Мы должны общаться не только когда наши отношения складываются благополучно (а когда они были благополучными?), но и когда в них появляются серьезные проблемы». Впрочем, по итогам дискуссии на конференции, пожалуй, ни у кого не возникло иллюзий относительно того, что представители России и Евросоюза вкладывают в понятие «Европа без разделительных линий» совершенно разное значение.

Тем не менее, многие представители ЕС считают, что и международную политику со временем отрегулирует «невидимая рука рынка».  «Торговые отношения действительно могут внести свой вклад в нормализацию отношений между Россией и Евросоюзом. Во всяком случае – вывести нас из тупика и вернуться к дискуссии», - считает специальный посланник по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии, представитель МИД Германии Корд Майер-Клодт.

Однако не все были настроены столь оптимистично. К примеру, советник президента Польши Адам Бальцер посвятил свое выступление необходимости создания единой системы безопасности Евросоюза: «В последнее время в ЕС привыкли говорить исключительно о вопросах мягкой безопасности, но теперь пора поговорить и о жёсткой безопасности». В этой связи он говорил о возможности создания общеевропейских сил безопасности – не только под контролем НАТО, но и непосредственно находящихся в ведении ЕС.

Адам Бальцер также отметил, что сегодня тот же путь, который прошла в 1990-е Польша, искавшая свое место в новой Европе, проходят страны Балтии, Украина, Грузия и Молдова. При этом он подчеркнул, что этот процесс, как впрочем, и все Восточное партнерство ЕС, не направлено против «русского мира». Адам Бальцер также предостерег коллег по Евросоюзу относительно того, что в ходе переговоров Россия может потребовать «какой-то большой цены неясно, за что». В частности, он полагает, что РФ уже давно преувеличивает свое влияние на тот же Иран, что позволяет ей использовать иранскую проблему в своих интересах.

Директор минского Центра изучения внешней политики и безопасности Сергей Палагин напомнил присутствующим, что Республика Беларусь – член Таможенного и Евразийского союза, однако и в отношении ее рассматривались определенные действия в рамках Восточного партнерства. Он напомнил о неудавшемся белорусском «майдане» в Минске в 2010 году, после разгона которого в отношении Белоруссии были введены международные санкции, которые действуют до сих пор. Пользуясь случаем, Сергей Палагин намекнул присутствовавшей на конференции польскому послу в РФ госпоже Катажине Пелчиньской-Наленч и другим представителям ЕС, что неплохо было бы по прошествии четырех лет хотя бы рассмотреть вопрос об их снятии.

Напомним, что Восточное партнёрство – проект Европейского союза, имеющий основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами экс-республиками бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Идея была представлена министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским при участии Швеции на совете ЕС 26 мая 2008 года. Основные направления реформ в странах-партнерах ЕС были названы: демократия, совершенствование системы управления и обеспечение стабильности, экономическая интеграция и конвергенция с отраслевой экономической политикой ЕС, включая создание зон свободной торговли, энергетическая безопасность, развитие контактов между «простыми людьми», либерализация визового режима и усиление борьбы с незаконной миграцией. 28–29 ноября 2013 года состоялся третий саммит Восточного партнерства в Вильнюсе, на котором планировалось, в частности, подписание Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. В работе саммита приняли участие президенты государств Закавказья и Украины, представители правительств Белоруссии и Молдавии, а также высшее руководство ЕС. При этом тогдашний президент Украины Виктор Янукович воздержался от его подписания, а представитель ЕС Жозе Мануэл Баррозу отверг его предложение об участии в переговорах России. Считается, что охлаждение отношений между ЕС и РФ началось именно с Вильнюсского саммита.

Конференция «Россия и Европейский Союз: Quo Vadis?», в рамках которой состоялась обозреваемая нами дискуссия, прошла в Санкт-Петербурге 28 ноября 2014. По сообщениям Когита!ру, в рамках этого форума российские и европейские эксперты и политики обсудили итоги 20-летнего сотрудничества РФ и ЕС, последствия двусторонних санкций, будущее программы ЕС «Восточное партнерство» и энергетическое сотрудничество России и Евросоюза в условиях санкций. Организаторы конференции – Центр международной и региональной политики, посольство Республики Польша в России, фонд «Российско-Польский центр диалога и согласия», Русско-Балтийский медиа-центр, Польский институт в Петербурге и МИД Республики Латвия.

Виктор Николаев

Ранее о конференции на Когита!ру:

Нелицемерная петербургская дискуссия России и Евросоюза

Посол Польши в РФ: Проблема в том, как Россия воспринимает Евросоюз