Импровизация – основа композиции
Как сообщает фестивальный буклет 14-й «Недели консерваторий», Павел Томашевски окончил Академию музыки имени Кароля Шимановского в Катовицах по классу фортепиано, композиции и аранжировки. Он обладатель Гран-при всех важных джазовых конкурсов в Польше, записал музыку к 15 альбомам, 2 кинофильмам, многочисленным теле- и радиовыступлениям, сотрудничал со многими известными исполнителями. В 2009 году его запись с Гжегожем Нагорски получила самую престижную музыкальную награду в Польше – Fryderyk. Кроме активной концертной деятельности, пианист ведет различные джазовые мастер-классы в Польше.
28 октября 2014 в рамках XIV Международной недели консерваторий Павел Томашевский провел мастер-класс по джазовой импровизации для студентов Петербургской консерватории. Павел Томашевский рассказал «Когита.ру» о себе и своем понимании джазовой музыки.
– Павел, я понимаю, что фамилия Томашевски очень популярна в Польше, но был такой фортепианный дуэт – Марек Томашевски и Вацек Кеселевски, вы не родственник одного из музыкантов?
– Нет, я из совершенно немузыкальной семьи. Мой отец – электрик, моя работает продавцом книг. Две мои сестры тоже не имеют отношения к музыке: одна работает геодезистом, другая, как и отец, электрик. Так что я единственный музыкант в семье.
– Какое впечатление на вас произвели петербургские студенты?
– О том, что в Петербургской консерватории нет джазового факультета, что у вас не преподают классическую импровизацию, я знал заранее, и был уверен, что мне придется все объяснять с самых азов. Но оказалось, что студенты уже много знают и умеют. То, что я им показывал – это очень сложные вещи, но студенты сразу понимали, подхватывали, я доволен мастер-классом.
– В польских консерваториях учат классической импровизации?
– Нет, специальных факультетов нет, но есть обычные занятия, которые ведут педагоги – это не факультатив, а программа, они стоят в расписании. В Катовице, где я учился, есть отличные преподаватели, которые ведут занятия по классической импровизации.
– Можно научить импровизации, или для этого у человека должны быть какие-то особенные способности, особенное восприятие?
– Конечно, это в известной степени талант, но главное – занятия, учеба, просто нужно много времени, чтобы это понять. Основа занятий – теория, и тренировка музыкального воображения, знания по композиции. Все великие композиторы, когда сочиняли музыку, они же просто салились за рояль и импровизировали, а потом это все записывали. У нас сложнее – времени на запись нет, мы импровизируем сразу на концерте.
– Получается, что это музыка одного дня, одного концерта?
– Да, ну в крайнем случае можно сделать его запись.
– Мы сможете потом повторить свою импровизацию точно звук в звук?
– Главные темы композиции, конечно, повторяются, но такой точности – звук в звук – нет.
– Значит, ваш концерт, который прозвучит 29 октября, будет уникальным и неповторимым?
– Да, это будет совершенно уникальный концерт. Мне очень нравится атмосфера Петербурга, и я постараюсь передать в музыке свои впечатления от города.Петербурге.
Проведение мастер-класса поддержал Польский институт в Петербурге.
Сегодня, 29 октября, вместе с джазовым певцом Войчехом Мырчеком польский пианист даст большой концерт в Консерватории. Весь вечер в Глазуновском зале будет посвящён джазу. Во втором отделении выступит американский квинтет Текора Роджерс и Chicago Spirituals в сопровождении российских музыкантов Ивана Мясникова (контрабас) и Павла Драпа (ударные).
Концерт состоится при поддержке Польского института и Генконсульства США в и Петербурге. Начало в 20 часов.
Подготовила Наталья ШКУРЕНОК, фото автора
Из буклета «Недели Консерваторий в Петербурге»: Академия музыки Кароля Шимановского в Катовице, участник XIV фестиваля (2014) – старейшее высшее учебное заведение в Верхней Силезии. Ее создание связано с Государственной музыкальной консерваторией, основанной Витольдом Фриманом в 1929 году. Академия расположена в здании неоготического стиля, где кроме обучения постоянно проходят различные культурные события: концерты, мастер-классы, встречи, конкурсы, национальные и международные конференции. Академия состоит из двух отделений: первое – композиции, интерпретации и джаза, второе – вокально-инструментальное. Здесь учат композиции, мастерству дирижера, теории музыки, ритмике, музыкальной терапии, джазовой интерпретации, инструментальному и вокальному мастерству. Академия – член Европейской ассоциации консерваторий, ведет активную деятельность на национальном и международном уровне. Академия сотрудничает со многими школами музыки во всем мире, только в рамках программы Erasmus («Эразмус»)- более чем с 30 учебными заведениями.