Посмотри, как это сделал Валенса
Рассказать о фильме перед началом должен был Юрий Аронович Шуйский. Он прохаживался в коридоре, а в маленьком зале собралось человек восемь, из них молодых – трое. Парень, который обогнал меня еще на набережной Мойки – так торопился, а потом занял место в первом ряду, и юная парочка на втором ряду.
Юрий Аронович, несколько озадаченный возрастом аудитории, задал вопрос: «Что-то про Вайду вообще говорить надо?». Понятно, что пожилые дамы все фильмы смотрели. Но девушка ответила: «Нужно говорить, потому что мы ничего, к сожалению, не видели».
Шуйскому представилась прекрасная возможность рассказать тем, кто не смотрел ни одного фильма Вайды, кто это, и что за кино он снимает.
«Для мня самое главное в Вайде, да, я буду говорить банальные фразы, - начал Шуйский. – Но он выразитель самосознания польской нации, он будил сознание поляков». Киновед говорил о том, что у нас здесь, раньше в СССР, а теперь и в России польская история преподавалась извращенно, не было такого понятия, к примеру, как «четвертый раздел Польши», когда страна была разделена пополам между Сталиным и Гитлером, а говорить об этом вслух было нельзя. «Вайда же говорил и взывал к полякам не забывать об этом, - напомнил Шуйский. – Самая первая картина «Поколение», где речь идет об Армии Крайовой и Польском восстании 1944 года, когда советская армия стояла на другом берегу реки и ничем не помогала полякам, сражавшимся с фашистами. Та же ситуация была и с Катынью, когда насаждалась ложь много лет».
Шуйский, говоря о том, что Вайда, который по праву относится к польской романтической школе кино, обладает удивительным киноязыком, привел в пример фильм «Все на продажу», который в свое время вызвал бурю критики и непонимания, а с другой стороны, стал «всем о кинематографе» от Анджея Вайды.
Представляя фильм «Валенса. Человек из надежды», Шуйский напомнил, что сам Вайда был чрезвычайно близок «Солидарности». Киновед рассказал о двух фильмах Вайды «Человек из мрамора» и «Человек из железа» и о том, что Вайда давно хотел снять фильм о Валенсе. «Я давно хотел бы взяться за такой фильм. После двух человек из мрамора и из железа должен быть человек из надежды. Это было бы хорошим определением Леха Валенсы, который дал мне лично и, я думаю не только мне, огромную надежду», - отвечал режиссер на вопросы в одном из интервью.
Я попросила Юрия Ароновича очень кратко сформулировать, зачем смотреть фильм о Валенсе? Сформулировать для тех, кто, как эти юноша и девушка, ничего не знают о Вайде, да и о Валенсе с «Солидарностью» вряд ли наслышаны. «Если хочешь относиться с уважением к самому себе, как к человеку, который должен уметь преодолевать трудности, и не хочешь быть человеком из болота, посмотри, как это сделал Валенса», - сформулировал ведущий кинопоказов в Молодёжном центре Эрмитажа.
Кстати, великолепный знаток польского кино Юрий Аронович Шуйский сам был в Варшаве единственный раз в жизни – в 1990-м, проездом на Каннский кинофестиваль. Два часа было в запасе, чтобы успеть хотя бы взглянуть на центр города.
Следующий показ польского кино в Молодёжном центре Эрмитажа состоится 7 декабря 2014 (в 14:00) Будет показан фильм Площадь спасителя (2006, реж. К. Краузе, И. Кос-Краузе).
Показы польского кино проходят также в НИЦ "Мемориал" (ближайший 27 ноября, четверг в 19:00, подробнее) и в старом здании РНБ на Садовой, 18 (по понедельникам в 18:30). Во всех трёх местах их проводят Польский институт в СПб и Ю.А.Шуйский.
Галина Артеменко