Как перестать бояться и начать жить: польский опыт
Конкурс работ разных стилей и жанров, посвящённых 25-летию реформ террирориального самоуправления в Польше, был объявлен Польским институтом в Петербурге весной 2015. В конце марта начался приём работ. 14 ноября 2015 были объявлены результаты.
Когита!ру начинает публикацию работ лауреатов и дипломантов этого конкурса.
Артём Филатов, лауреат (1 место), журналист, выпускник филфака СПбГУ, живёт в Петербурге. Фото с личной страницы в facebook.com.
В спальном районе это пристройка к супермаркету. В областном городе – одноэтажное здание с жалюзи на решетчатых окнах. Несколько ступенек наверх, железная дверь, развевающийся на ветру триколор, табличка «Часы приема посетителей». Суббота, воскресенье – выходной. Муниципальные органы власти в России встречают посетителей одинаково. Проблемы в местных советах тоже схожи – любой глава округа пожалуется на маленький бюджет и нехватку полномочий. Муниципалы могут залатать дороги во дворе, построить детскую площадку и организовать праздник для ветеранов. Решать амбициозные задачи, привлекать инвесторов и менять среду вокруг местным органам власти не по силам. Потому что серьезной власти у них чаще всего нет.
В Петербурге 5 миллионов жителей и 107 муниципальных образований. Это означает, что местная власть теряется в большом городе. Так решили 20 лет назад, после перестройки, и с тех пор ничего не изменилось. Спроси петербуржца, в каком муниципальном округе он живет, получишь в ответ удивленное молчание. Да и сами округа не спешат выделяться. Чаще всего они просто пронумерованы, собственные имена есть далеко не у всех. Исключение – пригородные муниципалитеты: Пушкин, Павловск, Петергоф. В городской же черте границы округов проходят совершенно незаметно для жителей. То есть слова про самую близкую к народу власть для наших людей так и остались словами.
У России и Польши были похожие стартовые условия. 25 лет назад местное самоуправление возникло после того, как страна ушла из-под советского влияния. Видимо, поляки добивались независимости, долго ее ждали, интеллектуалы строили планы преобразований. Для них свобода не оказалась свалившейся сверху неожиданностью. Кажется, благодаря этому в стране появилось полноценно работающее местное самоуправление.
Древнее понятие genius loci, гений места, применимо и в наши дни. Российский писатель и эссеист Петр Вайль, например, отмечал, что современный человек реализует свои мечты и планы в городах. Именно они становятся точкой приложения его усилий. Но чтобы менять среду вокруг себя, одних только идей и желаний недостаточно. Для реализации преобразований нужна система самоуправления. Рассказывают, что польские города в начале 90-х годов XX века были похожи на города российские: всюду считывался тот же отпечаток недавнего советского прошлого. Взять, к примеру, Калининград и Гданьск – именно от их жителей я слышал такие отзывы. Однако именно за последнюю четверть века польский Гданьск сильно обогнал в развитии своего российского соседа. Приведены в порядок дороги, появилась новая железнодорожная ветка, построены знаменитый футбольный стадион и конгрессно-выставочный центр. Чистый и уютный город на берегу Балтийского моря стал частью большой европейской семьи.
Проектами, которые преобразили Гданьск, занимались муниципальные власти. Конечно, они не справились бы без помощи Евросоюза. Но чтобы получить финансирование из европейских источников, необходимо представить и защитить свою заявку. То есть различные муниципалитеты Польши соревнуются за право провести наиболее амбициозные преобразования. Я был в Гданьске осенью прошлого года на урбанистической конференции Smart Metropolia. Один из первых вопросов – зачем проводить большой форум вдали от польской столицы, в прибрежном городе? Оказывается, муниципалитет Гданьска соревнуется с соседними Сопотом и Гдыней за право проводить самые разные международные мероприятия. Поэтому съезд урбанистов повышает очки города в этом негласном соревновании.
Выходит, что успех отдельных муниципалитетов в Польше связан с демократической системой, которая способствует развитию конкуренции на всех уровнях власти. Муниципалитеты конкурируют между собой за жителей (налогоплательщиков), студентов, туристов и, конечно, за инвестиции.
Уровень благополучия любого города в Польше зависит не от благосклонности центрального правительства и не от наличия поблизости залежей углеводородов, которых просто нет. Главный капитал в современной европейской стране – это жители и предприятия. Поэтому создаются все возможности для привлечения и удержания и тех, и других. Интересный пример – развитие Вроцлава. Четвертый по величине город Польши является не только крупным студенческим центром. Во Вроцлаве находятся отделения международных компаний и предприятий. Инвесторы смогли снизить уровень безработицы в несколько раз, создав десятки тысяч новых рабочих мест.
Теперь вопрос: почему большой бизнес выбрал именно Вроцлав? Ответ может оказаться неожиданным для российских депутатов, губернаторов и мэров. Впрочем, не только для них, а для большинства наших сограждан, которые привыкли, что на людях принято экономить. Но муниципалитет Вроцлава сделал ставку на человеческий капитал и возможности для его развития. Город выгодно отличается от соседей большим количеством культурных институций: театров, галерей, музеев. В сочетании с хорошей транспортной доступностью это сыграло решающую роль в принятии решения об открытии бизнеса во Вроцлаве. Культурная сфера, которую в России часто считают дотационной, в польском городе, напротив, оказалась приносящей выгоду.
Пожалуй, главное, что отличает польский муниципалитет от российского – его принципиальная открытость. Urbi et orbi. Представители местной власти в Польше хорошо понимают, что самые мобильные и активные жители могут легко покинуть город, выбрать другое место для работы и воспитания детей. А следовательно, контакт с жителями и поиск совместных решений необходимы для того, чтобы быть конкурентоспособными. Открытые данные и общественный бюджет – то, что меняет облик муниципалитетов, культуру взаимоотношений граждан и власти, создает новую информационную среду, устремленную в будущее.
Жители Петербурга мечтают о новых парках, удобных улицах, чистых проспектах, широких велодорожках. В нашем городе есть общественные движения, которые выступают с различными инициативами. Однако успех гражданских активистов практически полностью зависит от благосклонности чиновников. Если они «загорятся» идей – все получится. Если нет, то проект будет отложен в долгий ящик. В итоге Петербург становится комфортным европейским городом значительно медленнее, чем мог бы.
В Гданьске, Вроцлаве, Кракове и других польских городах преобразования зависят от самих жителей. Более того, есть примеры, когда активные поляки начинают общественную карьеру в городских движениях, а затем становятся депутатами местных советов или занимают посты в мэрии. Польский опыт развития местного самоуправления обнадеживает: город и власть в нем могут быть соразмерны человеку, учитывать его интересы и потребности. Безусловно, это не означает, что в таком городе нет преступности или депрессивных кварталов. Однако открытая дискуссия, гуманистический подход и креативность жителей постепенно позволяют приблизить польские города к желаемому идеалу.