01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

"Церемониал" [*]

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Новости / "Церемониал" [*]

"Церемониал" [*]

Автор: Татьяна Косинова Дата создания: 08.10.2012 — Последние изменение: 11.03.2013
Участники: Мариуш Таркавян, рисунки из цикла "Ceremonial's", Михал Фрыдрих, лайтбокс
"Новая Польша", Когита!ру
В Центре культуры "Красное Знамя" на Петроградской стороне состоялся показ выставки молодых польских художников "Церемониал". Выставка визуализирует осмысление традиционно приписываемого полякам культа смерти. Материал был опубликован в №12 (2012) журнала "Новая Польша"
 
Выставку "Церемониал" привезли в Петербург из Варшавы  в конце сентября. С 27 сентября до 12 октября 2012 она демонстрировалась в Центре культуры "Красное знамя" на Петроградской стороне (ул. Разночинная, 24). До этого выставка ни разу нигде не экспонировалась.
 
Это смелый проект современных польских художников, который нашел поддержку польского Фонда современного искусства In Situ и был осуществлен на средства Министерства Культуры и Народного Наследия Республики Польша и также частично финансировался из городского бюджета Варшавы. В Петербурге выставку помог организовать Польский институт.  
 
Мариуш Таркавян, Ceremonial's 1.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выставка объединила, в основном, работы молодых польских художников - 28-32 лет - графику, инсталяции, много видео-этюдов, есть целые документальные фильмы, макеты, фотографии, живопись... Многие работы нарушают общепринятые табу, поднимают проблемы, недопустимые для рассмотрения в католической Польше, например, тему эвтаназии, визуализируют страхи и стереотипы, казусы и вычурность, разнообразие и курьёзность эстетики, сопровождающей смерть. Например, весьма нелепые сооружения на кладбищах в Мексике, украшенные керамической плиткой для ванной комнаты, или труп В.И.Ульянова (Ленина), выставленный в мавзолее на Красной площади.  
 
Мариуш Таркавян_2.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Об идее и смыслах выставки подробно рассказали в статье "Спокойствие духа" ее кураторы Мартин Красны и Катя Шадковская: 
"Трудно не заметить, что, по крайней мере, уже с девятнадцатого века, польское национальное самосознание строится, в буквальном смысле, на трупах. Труп становится определяющей мерой жизни, труп используется как аргумент в спорах об истории и т.д.
Начиная с драмы "Дзяды" Адама Мицкевича, являющейся, по сути, мощнейшим произведением польского романтизма, польскую культуру стали периодически захлестывать волны культов, связанных с народными восстаниями, с пожертвовавшими своей жизнью партизанами, с трупами, похоронами и кровью. Сегодня эти культы возродились в двойном объеме: эффектные похороны, коллективные богослужения, ритуализированные прощания с общественными деятелями, как, например, с Римским Папой – поляком, или с президентом и частью политической элитой страны. Каждый мог принять участие в этих действах через средства массовой информации, социальные сети и просто на улицах. Аллея Иоанна Павла II в Варшаве утопала в свечах, их символами – [*] – были полны комментарии на Facebook'е, а к президентскому дворцу и по сей день приходят скорбящие <...>".
 
Символ [*] был избран знаком выставки. Характерно, что в России этот символ не употребляется, до выставки он не был известен. 
 
Мариуш Таркавян_3.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Почему выставку, собранную впервые и ни разу нигде не экспонировавшуюся, привезли прямо в Петербург, в каталоге не объяснялось. На открытии кураторы сослались на случайность: Мартин Красны - из Варшавы, а Катя Шадковская - из Петербурга, только поэтому, других ни секретов, ни идей нет. Даже символика и мифология смерти, связанные с Петербургом (смертоносные наводнения, город на болоте - не для жизни, "гиблое место", "проклятое место", самые большие цифры жертв репрессий, бессудные казни заложников, "кировский поток", этнические депортации", наконец, 900-дневная блокада с миллионом жертв) никак не включены в концепцию "Церемониала".
15 работ представлены в каталоге, кратко изложена концепция каждого художника.
Хуберт Черепок представил своего рода видео-этюд "Повторение памяти" (2011), восстанавливающий события июня 1941 года, когда нацисты организовали первый транспорт заключенных в Освенцим. Небольшой фильм изображением и звуком воссоздает атмосферу дороги в лагерь смерти.
Цикл Полы Двурник "Мухи" (2008) - карандашные рисунки мертвых животных, людей и вымышленных персонажей, напоминающий каталог образцов биологической лаборатории. "Мухи" - "существа, которых убивают ежедневно из-за их неприятных привычек, здесь расположены ровными рядами, под стеклом, как экзотические бабочки", - сказано в каталоге. "Такая упорядоченная форма помогла мне контролировать хаос, распад, характерные для насильственной , брутальной смерти <...> подчеркнуть разнообразие и сходство всех этих убиенных существ". 
 
Мариуш Таркавян_4.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Михал Фрыдрих представил проект фантастического памятника "Сон Варшавы"(2012) для площади Пилсудского. В нем художник предложил соединить о одном гигантском монументальном шаре все столичные памятники, посвященные мученической смерти поляков. Если бы такой монстр появился в польской столице, то можно бы было "почувствовать, что умершие в Варшаве наконец-то уступили место живым, что, по сути, было главным смыслом всех тех жертв, чьи памятники образуют гигантскую Сферу" - считает Фрыдрих.

График Мариуш Таркавян представил большой цикл рисунков "Ceremonial's" (2012), сделанный специально для выставки. Это сорание ритуалов погребения со всего мира, - от реконструкции похорон времен неолита, через современные похороны в Ливии, Беслане, США, до воображаемых похорон будущего. "Синтетический штрих художника позволяет провести сравнительный анализ всех церемоний и найти эстетическое сходство между этими, казалось бы столь различными обрядами, - сообщает каталог.
 
Мариуш Таркавян_5.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мариуш Таркавян оформил и каталог выставки. Он считает выставку интересной, но сложной: "Каждая выставка на такую универсальную тему, как смерть, рождение, любовь – это всегда очень интересно. Например, на моих картинах много разных смертей, смерть во многих станах - в Германии, в Ирландии, в Польше, в России. Не всегда смерть грустна, иногда очень гротескна. Я старался показать очень разные церемониалы похорон: от трагичных после террористических атак до самых разных, порою гротесковых. Но это всегда очень трогательные человеческие истории.У нас в Польше есть культ смерти. Романтизм – это сплошная смерть, смерть, смерть. Но мы можем показать, что не все молодые люди, молодые художники любят этот культ смерти. Есть много критики вокруг этого культа, многие польские политики это критикуют, у нас есть протесты против этого. И эта выставка во многом предлагает культ пересмотреть, ставит вопросы о роли смерти в нашем будущем, об эвтаназии, например. Работа Михала Фридриха из Варшавы мне кажется очень интересной. Она ставит вопрос: действительно ли нам нужны все эти памятники\. посвященные смерти? Может быть с этим покончить, может быть, начать строить будущее, а не только постоянно реконструировать прошлое? Мы не забываем о прошлом, потому что оно важно, но думаем мы о будущем" - сказал Мариуш Таркавян Когита!ру. 
Видео-инсталяция Зузанны Янин "Церемония и развлечения" (2003-2004) считается одним из наиболее провокативных проектов. Янин реализовала несбыточную мечту многих: посмотреть на свои собственные похороны. Состоялась мистификация, которая была снята на видео. Было объявлено о похоронах художницы, размещен некролог, состоялось отпевание в церкви. В Польше проект Янин вызвал много споров и возмущенных реакций. Художница говорит, что проект был инициирован пережитым опытом смерти ее родных и близких, а так же необходимостью критики стереотипов: "Смерть всегда занимала в нашем сознании место, связанное с военно- церковной историей нашей страны, но не личным опытом".
 
Мариуш Таркавян_6.jpg
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фуко считал, что смерть перестала быть церемониалом и стала очень интимным моментом («Истории сексуальности"). Так ли это в современной Польше? Александра Полисевич, автор видео-инсталяций "Надгробный портрет JP2" (2005) и "Посмертный портрет Отца" (2012), смонтированных из информационных лент, бегущих внизу экрана в телевизионных новостях, считает, что смерть осталась именно церемониалом, формализованным и механическим. Первое видео затрагивает тему болезни и смерти Папы Римского Иоанна Павла II. Второе составлено из информации о катастрофе польского президентского самолета под Смоленском. Полисевич "ловко деконструирует невыносимо навязчивую активность в связи со смертью Папы средств массовой информации, действия до такой степени механические, что в результате информации о состоянии здоровья Иоанна Павла II перестали походить на сообщения о судьбе человека, они превратились в механические формулы" - сообщает каталог.
 
Были представлены в "Красном Октябре" и произведения признанных метров. Например, мало известный документальный фильм Кшиштофа Кесьлёвского "Припев". Одна из первых работ знаменитого мастера, 1972 года, рассказывающая о том, как функционировало в ПНР в начале 1970-х похоронное бюро. Как сказано в каталоге, у "бюрократии социалистического государства" "нет места для сочувствия и сожаления о гибели близких. Вместо этого существуют неумолимые/жесткие процедуры, которые должны пройти даже мертвые".
 
Нашлось на выставке место и для документации известной в Польше акции Гжегожа Ковальского в галерее Repassage в Варшаве в 1977 - „Компиляция. Действо на базе "Урока анатомии" Рембрандта и фрагментов "Дневника" Витольда Гомбровича". Ковальски в своем перформансе обращается к знаменитой картине Рембрандта изображающей вскрытие трупа, и опирается на высказывания автора "Фердидурке" об изначальной "неаутентичности" человека, личность которого "формируется постоянно, при любом случайном контакте с другим человеком", и "этот процесс не заканчивается смертью". Ее мы решаем, кем мы в действительности являемся, - считал польский классик. В перформансе Ковальского взрослый мужчина при молчаливом согласии остальных участников церемонии расписывал тело неподвижно лежащего молодого человека, нанося новый макияж и все время изменяя форму. Эта акция стала "метафорой формирования индивидуальности через других: родственников, друзей, зрителей и т.д".
 
Владелец Центра культуры "Красное знамя" Игорь Бурдинский считает, что у выставки "правильная тематика: это то, что всегда ходит рядом с нами, и относиться к этому нужно правильно, философски и в каком-то смысле даже с юмором". Произведения польского искусства впервые выставлялись в этом помещении бывшей фабрики и памятнике конструктивизма. В планах владельцев - создание на этом пространстве культурного центра с международным статусом, своеобразного "европейского квартала". 
 
Рисунки Мариуша Таркавяна (из цикла "Ceremonial's", 2012)
comments powered by Disqus