Фидели и канклесы в Яани Кирик
Среди достижений Речи Посполитой Обоих Народов Конституция занимает особое место. Не все знают об этом и придают этом факту значение, вероятно, потому что появилась она уже после Первого раздела Речи Посполитой (1772). Тем не менее, это первая на европейском континенте и вторая в мире после американской письменная конституция, возникшая на четыре месяца раньше французской - 3 мая 1791 года, когда её утвердил Литовско-Польский Сейм (парламент Речи Посполитой). Королевский престол объявлялся наследственным, а не выборным, как ранее, но право вето у короля было отозвано, страна становилась конституционной монархией, парламент переизбирался каждые два года - и ещё много прогрессивных нововведений предполагал этот законодательный акт.
История празднования этого дня печальна. Уже через год, после второго раздела страны, о Конституции и дате её принятия пришлось забыть, в Польше - до 1918 года. В независимой Польше праздник был возвращён, но уже в 1940 вновь ушёл в подполье. Наконец, в 1990 году возродился и стал государственным в Республике Польша, а с 2007 года и в Литовской Республике. С тех пор это не только дань памяти и повод гордиться традицией своей приверженности закону, но и межнациональный ритуал.
Почему-то не помню, как этот день отмечался в прежние годы, но годовщину принятия польско-литовской конституции в Петербурге этого года запомню надолго.
Этническая музыка и музыкальное реконструкторское движение не выходят из моды второе десятилетие, становясь всё более интеллектуальными и увеличивая число своих поклонников. Всё глубже в средневековье, всё шире по планете: из Европы - в Иран, Монголию, Индию… Если в начале этого века аутентичное и этническое исполнительство большинству музыкантов-классиков казалось маргинальным, то сегодня оно увлекает всё больше новых последователей из молодых поколений исполнителей. Виолончель всё чаще и легче меняют даже не на виолу да гамба, но на фидели, индийские саранги и китайские эрху, кларнеты – на бирбине, громоздкие арфы - на более мобильные гусли и канклесы. Где берут инструменты? Например, восстанавливают по фрагментам археологических находок, как найденный в 1985 году в районе польского Плоцка фидель 16 века.
На нём играет и его популяризует польская исполнительница Мария Помяновска и её ученики (смотреть её канал на YouTube: http://www.youtube.com/user/mariapom1). Мульти-инструменталистка, вокалистка, и композитор Мария Помяновска, доктор (PhD) музыки, преподаёт и концертирует по всему миру. Идея пригласить её в Петербург, предложить собрать сводный польско-литовский ансамбль исполнителей старинной музыки и посвятить такой концерт годовщине принятия конституции «Речи Посполитой Обоих Народов» оказалась очень удачной.
Площадку для такого необычного концерта тоже выбрали нетрадиционную – недавно открытую после реконструкции «Яани Кирик» на улице Декабристов. Лютеранско-евангелическая церковь святого Яна была построена на средства эстонской общины в 1860, в советский период службы прекратились, но здание уцелело, реставрирована на эстонские деньги, открыта после реконструкции в 2011. Днём по воскресеньям здесь проходят службы (из Эстонии приезжает пастор), в остальное время это концертный зал.
17 мая 2014 «Яани Кирик» собрала на «Музыкальной унии» петербургских поляков и литовцев. Открыли концерт литовские музыканты. Они исполняли инструментальные и вокальные произведения своего народа на канклесах и бирбине. Юная вокалистка и канклесистка Лина Жилинскайте не раз становилась лауреатом Международного фестиваля-конкурса исполнителей на многострунных народных инструментах в Пскове, но трио - Ингрида Спалинскайте, Лина Жилинскайте и Наримантас Мураускас - насколько мне известно, выступало в Петербурге впервые.
Затем на сцену вышло польское трио – Мария Помяновска (вокал, коленный фидель, вспак), Алина Млечко (саксофон), Александра Кауф (вокал, коленный фидель, вспак). Если литовцы были в белых костюмах, то все три польские исполнительницы были в чёрных платьях. Музыканты сами представляли себя. Перед самым большим, третьим совместным отделением они предупредили, что репетировали лишь два дня в Петербурге и впервые играют вместе. И Мария Помяновска, и Ингрида Спалинскайте говорили на английском, Ингрида дублировала себя на литовском. Одно произведение посвятили покидающей Петербург на следующей неделе Аушре Семашкене, генеральному консулу Литовской Республики.
«Кроме представления избранных произведений, артисты подготовили для петербургского концерта специальный репертуар - вниманию публики были предложены польско-литовские музыкальные фузии, показывающие сходства и различия общей на протяжении веков музыкальной культуры Польши и Литвы. Источником для нахождения музыкального материала послужили исторические и научные записи, а также этнографические исследования» - сообщил вчера обновлённый сайт Польского института в Петербурге.
Самым большим откровением для меня стало исполнение мазурок Фредерика Шопена польско-литовским секстетом фиделей, канклесов, саксофона и бирбине. Это было так свежо и захватывающе, что слушать теперь мазурки на одном фортепиано будет нестерпимо скучно в любом исполнении. Думаю, успех альбому мазурок Шопена в этом исполнении заранее обеспечен. Добавить танцоров в реконструированных костюмах – и в мировое турне. Оставлять такую находку без записи, развития и продолжения невозможно и неправильно, на мой взгляд.
- Всё-таки жалко, что не выступил наш польский хор, - сказала одна почтенная дама из петербургской "Полонии".
- Невероятно! Приехать в Петербург, чтобы услышать живой концерт с участием Марии Помяновской. В Польше я слышал её только по радио, - заметил польский социолог Рафал Панковски.
Вечер завершился не менее изысканным фуршетом, судя по меню, преимущественно литовским. Он был развёрнут прямо в зале «Яани Кирик». Было тесно, но очень вкусно: литовские цеппелины, тёмное и светлое пиво, изящные холодные закуски из морских гребешков в горчичном соусе и креветок с яблоками, шакотис…
Концерт стал не только свежим и стильным подарком к польско-литовскому празднику, но и свидетельством подлинной унии двух народов. Не только объединением музыкантов, но и дипломатов, культуртрегеров, диаспор и жителей Петербурга.