01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Польский Петербург

«Идеальная красота» авангарда

Вы здесь: Главная / Польский Петербург / Новости / «Идеальная красота» авангарда

«Идеальная красота» авангарда

Автор: Анна Шихалеева — Дата создания: 25.03.2015 — Последние изменение: 25.03.2015
Участники: Антон Цуман, фото
Интерьерный театр, Польский институт в Санкт-Петербурге
В Интерьерном театре разнообразно представили наследия Виткация: фотография, драматургия, лекция о жизненном пути и творчестве. Выставка фотографий будет открыта до 3 апреля 2015.

«Каждая новая картина, каждое новое событие в жизни – это вызов.
Каждый день – это удар. Может быть самое тяжёлое,
что случается с человеком – это дышать»
Станислав Виткевич

В залах Интерьерного театра состоялось открытие выставки, на которой представлены лучшие из сохранившихся документальных фотографий одного из важнейших представителей польской культуры XX века Станислава Игнация Виткевича. Выставка сделана в Польше, её предоставил для показа Польский институт в Санкт-Петербурге.

Виткевич, известный также под псевдонимом Виткаций или Виткацы, – сегодня самый известный польский драматург-авангардист, произведения которого переведены на многие европейские языки и исполняются на театральных сценах мира. Будучи так же художником и философом, он сам являлся режиссёром-постановщиком своих пьес. Однако при жизни не испытал признания.

После вступительного слова директора Польского Института Наталии Брыжко-Запур, которая обозначила несколько важных дат для польского театра в этом году, в том числе 130-летие со дня рождения Виткация, открылся посвященный ему вечер.

Петербургский искусствовед Полина Степанова сделала доклад о жизни и творчестве Виткевича. Она обозначила точки соприкосновения Виткевича, родившегося и творившего в период между двумя мировыми войнами, с современностью. Как повлиял Виткевич на развитие театра и мировой культуры в целом? Чем Виткевич отличался от всех остальных молодых художников, которые искали что-то новое в искусстве в начале XX века? Доклад сопровождался проекцией на экране фотографий, картин и эскизов Виткация. «Авангардистом не становятся, авангардистом рождаются», – этими словами Полина Степанова подытожила свой рассказ о Виткевиче. Благодаря этому докладу отчётливее проявилась сама личность Виткация.

После небольшого перерыва для непосредственного погружения в художественный мир Виткация, труппа Интерьерного театра представила импровизированное театральное действие по мотивам его пьесы «Сапожники». Актёры сами сделали эту постановку.

«Сапожники» – одно из последних драматических произведений Виткация, созданное в 1934 году. По ряду проблем, которые обозначаются автором, – это очень болезненное, насыщенное фрейдистскими символами, острыми в то время политическими аллюзиями: поднимающий голову фашизм, имущественное неравенство, «гибель человечества», тяжкий труд, невозможность коммуникации, отсутствие обратной связи... Однако текст этой «научной пьесы с «куплетами» оказался актуален и сегодня.

Артисты Интерьерного театра вплотную приблизились к тому, что Виткаций определил как чистую форму. Он сформулировал несколько «простейших тезисов», которые поясняют этот новый вид театрального искусства, созданный Виткевичем. Первым является создание произведения, имеющего определённую форму, но не имеющего содержания. «Если в театре избавиться от содержания, возникнет идеальная красота, то есть, чистая форма, сама форма как таковая», — говорил Виткаций.

И вот из-за кулис выходит Некто в пенсне, с молотком в руках, и сам открывает занавес. На сцене нет ничего, кроме сваленных в кучу сапог, каких-то обломков предметов и обмотанного пищевой плёнкой стола, на котором стоит пара женских туфель. «Как уже всё осточертело на этом свете», — начинает герой свой монолог. Слова он проговаривает, будто играя, но вместе с тем – всерьёз. (На таком столкновении замешаны основные новаторские приёмы Виткевича). Но внимание от его умопомрачительной речи отвлекает загадочная фигура женщины-птицы с пером в волосах. Это Княгиня Ирина Всеволодовна. Она со странными ужимками неспешно движется в темноте, приволакивая за собой деревянную лопату. Хорошенько размахнувшись, ударяет говорящего лопатой по голове. Затемнение. Этот первый эпизод сразу лишает возможности анализировать дальнейшие события. Рационально осмыслить происходящее не удастся. Единственным способом, приближающим к понимаю смысла, становится полное отключение аналитики и попытка настроиться на непосредственное восприятие. Для понимания «чистой формы» нужен чистый, лишённый клише разум. Ирония разрушает клише.

В следующей сцене, под ритмичные стуки молотков, появляются сапожник и подмастерья. На столе восседает та самая аристократичная дама с птичьими повадками. Прибитый ею Некто лежит там же, где его сразили ударом. Рядом со сценой у микрофона появляется несколько безумного вида, под стать персонажам на сцене, женщина. Она зачитывает по бумажке текст, в котором перечисляются основные особенности новаторского творчества Виткация. Ничего общего с лектором из первой части программы не имеющая, она заворожённо и с придыханием отмечает какие-то характерные черты, присущие этой пьесе. Для героев её не существует, они, сапожники с молотками в руках, озабочены социальными и политическими вопросами. Горячо и нервно спорят, предлагают зрителям взяться за их работу: «Попробуйте, пошейте с нами сапоги!».

Даже пришедший в себя несчастный, которым оказался прокурор Скурви, вынужден шить сапог. За всем этим со своего стола-пьедестала наблюдает Княгиня. Ненадолго её птичьи повадки уступят женской натуре, которая проявиться в соблазняющем поведении и кокетстве. Позднее она одного за другим душит Саэтана и его подмастерьев. А бедняге-прокурору снова достаётся удар лопатой.

Если давать определение этому действу, то, конечно, это комический абсурд. Не лишённый своеобразной внутренней логики. Благодаря точности, найденной в изображении персонажей, артисты на всём протяжении действия удерживают внимание зала. Оказывается, невероятно интересно наблюдать, например, за прокурором Скурви, аккуратно очищающим яйцо молотком, а потом этим же молотком бреющимся.

«Спектакль – это акт создания логики, которой в пьесе не существует», – гласит другой, казалось бы, абсурдный, завет Виткевича. Попыткой найти логику в этой пьесе стало объединение главных смысловых точек в лаконичное действие. Своеобразная выжимка из многочисленных смыслов пьесы превратила данное представлении в живое, непосредственное высказывание. Главное у Виткевича осталось главным и в этом спектакле – метафизическая ненасытность личности, фрейдистские символы с примесью политики.

Элементы сюрреалистичности, присутствующие в пьесе с зеркальной точностью отражены в этом пятнадцатиминутном сверхдействии. Оно наглядно показало и приблизило к пониманию тех экзистенциальных проблем, которые волновали автора.

Характеры героев действия – это яркий гротеск. Форма, в которую действие обличено, и такое изображение героев усиливают столкновение комичного с трагичным. Именно это столкновение рождает новое ощущение бытия, как раз то, которое искал авангардист Виткевич.   Экспрессивность и страстность идейного сапожника Саэтана представил актёр Александр Тарасов. Образы мыслящих работяг 1-ого и 2-ого подмастерий соединил воедино артист Роман Бахусов. Актёр Александр Нестеренко предстал витиевато выражающегося, озабоченного только тем, как набить брюхо, прокурора Скурви. Будоражащая мужскую фантазию кокетка с попугайскими повадками княгиня Ирина Всеволодовна явилась взору в виртуозном исполнении Анастасии Саловой. Голос Разума, осмысляя происходящее на сцене, камертоном прозвучал в исполнении актрисы Светланы Кузнецовой.

Чего, возможно, не хватило, так это некоторой изысканности и продуманности костюмов мужских героев. Так же непонятными остались значения символов, изображённых на лицах сапожников. Они не несли никакой нагрузки и выглядели чем-то случайным. Символов Виткация, которые так точно были найдены и отображены артистами, для разгадки и осмысления – всё же достаточно.

Творчество Виткевича при его жизни воспринималось, как провокация. Принимаемое продвинутой публикой на «ура», оно не находило положительных откликов среди критиков и зрителей, привыкших к традиционному искусству. Даже сегодня такие авангардистские приёмы Виткевича, использованные артистами Интерьерного театра, выглядят чем-то из ряда вон выходящим, чересчур вызывающим. Но тем больше это приближает к тому польскому театру, который наследует традиции театра абсурда, традиции, основы которых заложены, в том числе, Станиславом Игнацием Виткевичем.

Анна Шихалеева, специально для "Польского Петербурга" на Когита!ру

Фотографии Антона Цумана, Польский институт в Санкт-Петербурге и Татьяны Косиновой, Когита!ру


Ранее на Когита!ру:

Виткаций: Фотографии, лекция, пьесы