«Молодая девушка перед зеркалом» Анны Доротеи Тербуш-Лисевской вернулась в Павловск
Вчера, 30 октября 2014, полотно Анны-Доротеи Тербуш-Лисевской вернулось во Фрейлинскую комнату Большого дворца в Павловске, откуда её увезли в 1928 году.
Анна Доротея Тербуш, урожденная Анна Доротея Лисевска (Lisiewska) родилась 23 июля 1721 года в Берлине, тогдашней столице Пруссии, в семье польского художника-портретиста Георга Лисевского. В поисках работы в 1699 году он перебрался из Польши в Пруссию в составе свиты придворного архитектора фон Гете.
Анна с детства отличалась выдающимися способностями к живописи, ее начал обучать отец, потом она училась у придворного художника прусского короля, потому что женщин ни в какое специальное учебное заведение тогда не брали. Казалось бы, Анне уготована обычная судьба – она выходит замуж за богатого ресторатора и владельца гостиницы, рожает ему семерых детей и 20 лет живет в браке. Но в 44 года она круто меняет жизнь – покидает семью, уезжает сначала ко двору герцога Вюртембергского, потом в Париж. У нее были романы с Вольтером и Дидро. Про историю с Дидро Эрик-Эммануэль Шмитт в 1997 написал пьесу «Распутник», которую очень быстро поставили в театре, а режиссер Габриэль Агийон снял фильм. Анну сыграла Фанни Ардан. Правда, поговаривают, что, с одной стороны, Анна бросила Дидро, оставив ему кучу кредитов, а с другой, что философ отозвался о ней вполне с сексистски-мужской колокольни: он сказал, что она талантлива, но для покорения Парижа ей не хватает молодости и красоты.
Тем не менее, Анна создала множество картин на мифологические сюжеты, написала десятки портретов, в том числе и венценосных особ. Ее работы находятся в Картинной галерее Берлина, в Новом дворце Потсдама, Академии изящных искусств в Вене, в Пушкинском музее в Москве, 8 картин – в Эрмитаже.
Картина «Молодая девушка перед зеркалом» была куплена у самой Анны в 1768 году русским послом в Париже князем Дмитрием Голицыным через посредство все того же Дидро для Эрмитажа. В 1799 году по повелению Павла Первого картину передали в Павловск, для украшения крепости Бип, а в XIX столетии отправили во дворец.
После продажи картины в 1929 году о ее судьбе было практически ничего не известно, но не столь давно она появилась на антикварном рынке и была приобретена одним из российских банков для музея-заповедника, отреставрирована и теперь вернулась на своё место.
Галина Артёменко