Поиски польских товаров на белорусской границе
Напомним, эмбарго на ввоз ряда продовольственных товаров было введено Россией в ответ на экономические санкции в отношении представителей российских властей, государственных и военно-промышленных компаний и их руководства из-за агрессивных действий Кремля в Украине. Действует это эмбарго в течение года — если, конечно, выдержит российская экономика и ее продовольственные рынки (во всяком случае, вице-премьер Аркадий Дворкович возможности досрочной отмены эмбарго не исключает).
Ну, а пока что с 30 ноября 2014 года российские таможенные органы и Россельхознадзор начинают проверки транзитных фур на границе с Белоруссией, которые везут продукты якобы в Казахстан (по факту эти проверки выборочно идут уже с октября 2014).
Собственно говоря, «серый» канал внутри Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России был придуман хитроумными предпринимателями для того, чтобы оставить «неправильные» продукты в РФ, срывая тем самым, по возможности, введенное правительством продуктовое эмбарго. В результате мониторинг Россельхознадзора выявил более 11 тыс. тонн овощей и фруктов из ЕС, которые шли из Республики Беларусь якобы в Казахстан, но оказывались на российских рынках.
Как сообщает портал «Kaliningrad Today», 24 октября 2014 года границу пересек грузовик весом около 20 тонн с яблоками, томатами и цветной капустой, выращенными в Польше. По документам следовал он из Белоруссии в казахстанский Петропавловск. Однако через три дня тот же самый грузовик с тем же ассортиментом продукции и даже с тем же экземпляром фитосанитарного сертификата пытался въехать из Белоруссии на территорию Брянской области с той же целью — для транзита продукции в Казахстан. То есть, первая партия польских овощей и фруктов была, по всей видимости, выгружена в России (скорее всего, на территории Псковской области), а грузовик успел вернуться за новой партией товара.
Самый популярный для «серого коридора» продукт сегодня — сало из Польши и Германии. Оно используется, как известно, для изготовления колбасных изделий. Попав под эмбарго, сало мгновенно стало дефицитом на территории РФ, подскочило в цене до уровня мяса, а то и выше, и теперь чаще других продуктов фигурирует в нелегальных поставках.
Россельхознадзор «с сожалением» констатировал, что соответствующие службы Белоруссии и Казахстана не приняли действенных мер по проверке подлинности фитосанитарных сертификатов «третьих стран» и допустили ложный транзит. Ведомство также потребовало у Белоруссии приостановить транзит продовольствия в Казахстан и третьи страны через Россию, пока не будет урегулированы вопросы контроля на территории Беларуси. Пока же «…допускается транзит через Российскую Федерацию только продукции, которая прошла через пункты пропуска на российской границе», — заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
Проблема заключается еще и в низкой пропускной способности российских погранпереходов. Так, Россельхознадзор планирует проводить досмотр «своими силами». В то же время у ведомства имеется всего шесть фитосанитарных постов на въезде в РФ. Это означает, что на границе опять выстроятся очереди из фур, ожидающих проверки — а для скоропортящихся грузов это почти равносильно полному запрету на ввоз.
Представители польского бизнеса оставили ситуацию без комментариев, а польские СМИ ограничились краткими информационными сообщениями — действительно, официально Польша не имеет никакого отношения к российско-белорусским таможенным и фитосанитерным отношениям, даже в отношении польских товаров. Зато белорусский бизнес отреагировал мгновенно. «Россельхознадзор намерен запретить Таможенный союз, - комментирует ситуацию «Агентство финансовых новостей». - Решение российского ведомства подрывает базовые основы функционирования ЕАЭС - свободное перемещение товаров и услуг. Конфликт интересов может оказаться нерешаемым».
В общем, Беларуси не очень-то удается занять нишу, в которой во времена СССР находилась Финляндия, занимавшаяся реэкспортом товаров (которые напрямую поставлять из-за границы было запрещено). Похоже, что российские власти по-прежнему уверены в том, что смогут решить «продовольственную программу» исключительно за счет внутренних резервов.
«Этот год выдался специфическим для Ленинградской области и всего Северо-Запада Росcии - неожиданно большой урожай яблок создал обманчивое впечатление, что мы живем в сельскохозяйственном регионе, способном в промышленных масштабах производить яблоки и другую плодоовощную продукцию. Но если смотреть в среднем по годам, он не может обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией, да и никогда сам себя ею не обеспечивал, - комментирует ситуацию директор Института современного государственного развития (ИСОГОР) Дмитрий Солонников. - Именно Восточная Европа традиционно, со времен еще царской России является традиционным поставщиком яблок и другой сельскохозяйственной продукции для Петербурга. Альтернатива Восточной Европе это не наш регион, а юг России, но тут возникают проблемы с логистикой. Если из стран Восточной Европы продукция идет морским (водным) путем, то поскольку Волго-Балт в должной степени не работает, надежда на поставки плодоовощной продукции с юга — только на автотранспорт».
По словам Дмитрия Солонникова, сельхозпроизводители Ленинградской области однозначно оценивают ситуацию: эмбарго, введенное сроком на один год, с возможностью его сокращения, никак не влияет на процесс импортозамещения. Сельскохозяйственный цикл — гораздо длиннее, вырастить сад сразу невозможно, должно пройти 5-8 лет. Если же говорить о работе с уже имеющимися производителями, то необходимы вложения в логистику: нужны дороги, логистические центры, современные предприятия по переработке и автоматической сортировке продукции. Формирование подобной инфраструктуры все равно займет 3-4 года. И если кто-то вложится в строительство этих центров, то через год (в случае отмены эмбарго) он останется ни с чем. «Поэтому ни один нормальный инвестор при таких сроках и рисках вкладываться не будет, - считает эксперт. - Думаю, такая же ситуация складывается не только у нас, но и по всей стране. Для импортозамещения необходима взвешенная и долгосрочная государственная политика, государственные гарантии инвестиций, формирование цепочки от производителя до торговых сетей».
Официальную позицию белорусских властей озвучил президент РБ Александр Лукашенко: «Реэкспорт невозможен, он отслеживается. Возможно купить норвежскую рыбу, которая запрещена к поставке в Россию, или плодоовощную продукцию в Германии или в Польше, ввезти в Белоруссию, переработать, получить соки и прочее — это уже будет белорусская продукция, и продать ее на российском рынке не запрещено вашим эмбарго». В то же время, известны его неоднократные заявления о том, что «Белоруссии представился исторический шанс», не воспользоваться которым нельзя, поскольку «потомки этого не простят».
Бизнес однозначно воспринял эти слова как неформальное разрешение на использование «серых схем», и уже чуть ли не полреспублики занимается сегодня переклеиванием этикеток на ящиках. По большому счету, это даже не совсем обман — те же яблоки, выращенные в садах Гродненской области и буквально в 10-15 км на территории Подляского воеводства, не отличаются друг от друга ничем. Точно также невозможно отличить польский сыр от белорусского. Можно долго шутить по поводу белорусских креветок и мидий, однако мясная и молочная продукция производится в Белоруссии своя и вполне европейского качества. Другое дело — мясо и молоко, из которого они произведены, вполне может быть польского происхождения, но установить это какими бы то ни было проверками качества и состава продукции, невозможно в принципе.
«Создание Таможенного союза всегда преподносилось как успех внешней политики, несмотря на то, что многие экономисты указывали на преимущественное положение, в котором оказывались экономики Казахстана и Беларуси, в сравнении с Россией, - комментирует известный петербургский экономист Дмитрий Прокофьев. - Тем не менее, Союз существует, и Беларусь действует в рамках правил игры Таможенного союза. Суверенитет этой страны не подвергается сомнению, и если независимое государство, использует в своих интересах решения своих соседей, продиктованные политическими соображениями, то нужно отдать должное белорусским властям, способным оперативно действовать в соответствии с интересами собственных предпринимателей, собственной экономики.
Попытки блокировать поставки товаров из Беларуси под любыми предлогами, никак не увеличат наполняемость петербургских прилавков дешевыми товарами местных производителей. Напомню, что еще до всяких санкций, белорусские продукты вполне успешно теснили продукцию местных производителей в потребительской корзине петербуржцев, причем не за счет цены, а за счет отличного качества. Именно в сфере создания конкурентоспособных продуктов нам следовало бы поучиться у своих соседей по Таможенному союзу, вместо того, чтобы создавать препятствия для их торговли».
Виктор Николаев, Когита!ру