Познаньское 3х3 на Пушкинской, 10
Проект «3х3» – это выставка работ художников Университета искусств Познани (Польша), использующих в своем творчестве передовые технологии. Организатор выставки – фонд Университета искусств Познани при поддержке Польского института в Санкт-Петербурге. Это ярчайший пример современного польского медиа-арта, вполне национального, однако органично интегрированного в пространство нового европейского медиа-искусства.
Выставка на Пушкинской, 10 объединяет работы трех молодых и прогрессивных польских аниматоров. Каждый из них представил в Петербурге три фильма. Как говорится в официальной аннотации (если, конечно, для неформального искусства возможно определение «официальный»), для Роберта Проха важно, в первую очередь, «совмещение традиционных приемов массового искусства XX века с современной информационной средой». Эту же тему развивает и Милош Марганьски: «в рамках выставки представлены его работы, исследующие трансформацию визуальных штампов (граффити, комикс) в современной мультимедийной среде». Павел Превенски создает «уникальные визуальные медиа пространства, активно используя элементы абсурда и сюрреализма».
Павел Первенски, с 2013 года - ассистент Студии Анимации при Университете искусств Познани, представил «Птичьи песни» - короткую историю, вдохновлённую музыкой Горана Бреговича (Сербия), «Пляж» - авторское видение польских праздничных традиций (впрочем, судя по анимации, вряд ли чем отличающихся о аналогичных российских праздничных традиций), а также мрачную и таинственную сказку о ловушках детства «Что случится, если дети не будут есть суп».
Роберт Прох - выпускник Факультета мультимедийных коммуникаций. Его творческий путь начался с граффити, которое он создавал в родном городе Быдгощ. Вскоре он начал экспериментировать и с традиционной живописью. Он выставлял свои произведения в Польше, Дании, Италии, Венгрии, Эстонии и Германии. Художник отобрал для выставки три произведения: «Фуга» - динамичный поединок подвижных собеседников в оправе классической анимации, «Вирус» - современный город и его ритм глазами создателей граффити и «Галерея» - свет и тень ежедневного ритуала современного потребителя.
Милош Марганьски – выпускник Университета искусств Познани, где продолжает работать и сегодня. Он подготовил для петербуржской публики «Город» («Miasto») – фильм-нуар (от франц. film noir — «чёрный фильм», жанр американского кинематографа 1940-х — 1950-х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы Холодной войны) «об извращённой справедливости судьбы», «Виртуальная? Реальность» - анимационный фильм, выполненный в стилистике ранних компьютерных игр и «Искусство умирать» - о том, предопределены ли наши поступки судьбой, или мы можем сами управлять своей жизнью.
Девять анимационных фильмов, представленных петербургской публике, были подкреплены кадрами из этих же самых фильмов, представлявших собой нечто вроде статичной фотоэкспозиции (но с теми же подписями). Публика явно делилась на две части: особо приглашённых – одетых в верхнюю одежду (в галерее не оказалось гардероба) и завсегдатаев – обитателей Пушкинской, 10 (которые зашли запросто – без пальто, и которых можно было также распознать по особенному петербургско-богемному виду).
На церемонии открытия выставки Андрей Клюканов, директор галереи «Navicula Artis» (что в переводе с латыни значит «Лодка Искусства») отметил, что его галерею связывают с Польшей давние и тесные культурные связи. Так, их первая акция «Встреча Аполлона и Меркурия» состоялась в польском Гданьске в 1992 году. И с тех пор эта традиция культурного обмена и сотрудничества не прерывается.
Наталия Брыжко-Запур, директор Польского института в Санкт-Петербурге рассказала о предыстории выставки: в 2015 году планировалось провести год Польши в России – и все эти выставки и перформансы должны были пройти в рамках этого масштабного официального мероприятия. К сожалению, по независящим от участников причинам, проведение года Польши в России было отменено. Но уже были достигнуты договорённости с арт-центром «Пушкинская, 10» и галереей «Navicula Artis», и министерство культуры Польши приняло решение провести серию мероприятий в Петербурге – уже не связанную с отменённым «годом Польши в России». Кстати, по той же причине три художника – авторы проекта, не смогли приехать на открытие выставки.
«Эта выставка характерна для Познанского университета, который специализируется на современных технологиях в искусстве, - отметила Наталия Брыжко-Запур. – Художники представляют три факультета этого университета: Мультимедийной коммуникации, Современных технологий в искусстве и Анимации». Завершила своё краткое выступление директор Польского института в Санкт-Петербурге поздравлением с праздниками – прошедшими и наступающими: Рождеством и Новым годом, а также пожелала всем присутствовавшим на вернисаже добра и мира.
Среди посетителей вернисажа оказался лидер легендарной рок-группы «Санкт-Петербург», один из основоположников ленинградской-петербургской рок-музыки Владимир Рекшан. Специально для проекта «Польский Петербург» он рассказал, почему открытие выставки польских художников так важно для Петербурга: «Очень много людей пришло на выставку, наверное – потому, что еще и григорианское Рождество. Могу сказать, что несмотря на все трудности момента, искусство должно по-прежнему сближать людей. И европейское искусство является той нашей континентальной скрепой, на которую никогда не повлияют никакие политики – президенты России, Польши, Франции, Германии и других стран. Жизнь, как известно, преходящая, а искусство – вечное. Поэтому спасибо полякам за то, что привезли свои картины и фильмы в Петербург».
В рамках мероприятия был также презентован новый издательский проект, в котором принял участие Польский институт – монографический альбом Сергея Ковальского «Параллелошар мира». Представил его Исаак Кушнир, автор серии «Авангард на Неве». Он отметил, что сам факт выхода этого альбома в ту пору, «когда всё трудно» вселяет оптимизм. Всего в серии вышел 41 альбом и на этом издатель останавливаться не намерен. Исаак Кушнир подчеркнул, что дополнительные трудности создавал сам автор, Сергей Ковальский, поскольку он является директором Арт-Центра «Пушкинская-10» и всё время пытался «продвигать» других, как правило – молодых художников. «В нем есть такое качество – он любит всех, позиционирует себя как часть Пушкинской, 10, и было непросто заставить его сделать именно свою, авторскую, книгу, - подчеркнул Исаак Кушнир. – Однако появление его имени в череде питерских звёзд абсолютно закономерно. Потому что за ним – колоссальная культура и мощный интеллект».
Сам Сергей Ковальский не стал отрицать этих проблем: «Всегда тяжело делать что-то для себя», - посетовал он. Сергей Ковальский отметил, что проект «Пушкинская, 10» всегда был структурой, «параллельной государству»: «Ещё в 1994 году мы объявили суверенитет в прямом эфире Би-Би-Си, и с тех пор стараемся не отступать от этого курса». Пользуясь случаем, он напомнил, что юбилейная выставка художников арт-центра «Пушкинская, 10» и художников – участников исторической выставки в ДК им. И.И.Газа 1974 года, которая проходит в Мраморном дворе (Государственный русский музей), продлена до 11 января 2015 года, и пригласил не только присутствовавших, но и всех петербуржцев и гостей города обязательно её посетить. Также Сергей Ковальский напомнил присутствовавшим, что «Navicula Artis» - не единственная галерея на Пушкинской, 10 и призвал всех после ознакомления с творчеством трёх польских художников, побродить по всем галереям и отдать должное произведениям петербургских художников.
Университет искусств Познани основан в 1919 году. На протяжении почти ста лет непрерывного (несмотря на немецкую и советскую оккупации) развития стал одним из лучших академий изобразительного искусства в Польше. Основная цель деятельности Университета - сохранение культурного наследия человеческой цивилизации посредством искусства.
Выставка «3х3» - медиа-арт проект Роберта Проха, Павела Превенски и Милоша Марганьски - проходит в Арт-Центре «Пушкинская-10» (www.p-10.ru), вход с Лиговского проспекта, 53, галерея «Navicula Artis» - флигель «В» (под арку, налево), 4 этаж. Экспозиция работает со среды по воскресенье, с 16 до 20 часов. Выставка демонстрируется до 31 января 2015.