Возвратиться к корням через искусство
В Генеральном консульстве Республики Польша в Петербурге открылась выставка графики молодой петербургской художницы Веры Сливовской.
Открывая первую в новом году художественную выставку в стенах консульства, генеральный консул Республики Польша Петр Марциняк представил автора работ всем собравшимся, и отметил, что на встречу с искусством графики в зале собрались представители разных поколений.
– Я счастлив, что на нашей первой выставке в этом году мы представляем художницу Веру Сливовскую, и рад видеть так много гостей, – сказал господин Марциняк. – Для нас это очень важно: мы всегда рады открыть для себя новых друзей, новых партнеров, и надеюсь, что новые друзья станут нашими постоянными гостями. И я уже не знаю, это художественная галерея существует при консульстве или консульство при галерее? Мы в последнее время провели здесь немало выставок, и очень рады нашей очередной встрече.
На выставке в консульстве представлены работы графического дизайна, рисунка и живописи последних лет. Вера Сливовская совсем недавно, в 2013 году, закончила Художественно-промышленную Академию имени Штиглица, где училась сначала на кафедре станковой и книжной графики, а завершила обучение по кафедре графического дизайна. Затем – год обучения в Польше, во Вроцлавской Академии художеств. Но за годы учебы она приняла участие в десятках совместных выставок, во множестве международных проектов. На счету Веры Сливовской дипломы, грамоты и медали за участие и победы в конкурсах, мастер-классах, перформансах как в России, так и за рубежом. Особенно тесные творческие контакты сложились у молодой художницы с мастерами из Польши.
Свою первую персональную выставку Вера Сливовская сделала в 2008 году по произведениям Збигнева Херберта, известного польского поэта и эссеиста, для Польского Дома в Петербурге. Тогда она еще училась в Академическом художественном лицее имени Иогансона. А в Польский Дом Вера пришла на курсы польского языка, и он стал для нее по-настоящему родным – здесь она не только познакомилась с языком своего прадеда, но и впервые представила свои работы на суд широкого зрителя. Вторая ее персональная выставка тоже прошла в Польском Доме: это была серия графических работ, навеянных произведениями Юлиуша Словацкого.
Отец Веры, Юрий Сливовский, представляя работы своей дочери, пошутил, что у нее, видимо, просто не было другого выхода, как стать художником, ведь ее родители – тоже художники. А вот стремление Веры изучить польский язык, ее интерес к корням, к истории предков, по мнению Юрия Болеславовича, объяснить может, видимо, только она сама.
– Не знаю, что ее смогло подвигнуть на это, – сказал Сливовский-старший. – Может, книги и фотографии, которые стояли на полках, хотя моего дедушку Станислава они не видели живым, он умер в 1967 году. В таком же возрасте, как сейчас Вера, я тоже интересовался польским миром, но в то время не стоило высовываться с такой темой. Вера обратилась в Польский дом, и была там радушно принята. Польское искусство оказало на мою дочь невероятное влияние, на наше поколение Польша тоже оказывала влияние, но это здорово, что поколение наших детей получило возможность узнать настоящую Польшу.
Собравшиеся на открытие выставки гости, в том числе – художники, преподаватели, у которых училась Вера Сливовская, отмечали ее глубину чувств и понимания Польши, которые молодая художница смогла показать в своих работах. Обращали внимание на прекрасное владение техникой книжной графики.
– Я не знаю, как точнее определить: это искусство для меня является средством возвратиться к своим корням, или наоборот – мои польские корни позволили мне стать художником, творить, создавать работы, – сказала Вера Сливовская. – Наверное, для меня важно и то, и другое. Для меня графика – это настоящий слоеный пирог, мне интересен в графике такой путь, когда важнее не столько печатная форма, сколько сам оттиск. Я использую очень много печатных форм, каждая из которых не имеет особой ценности, и только при наложении друг на друга возникает произведение.
Рассказывая о своих планах, Вера Сливовская сообщила, что очень хотела бы сделать выставку под условным названием «побочный эффект». «Есть работы, на которых я экспериментировала с наложением разных форм, и увидела неожиданный результат, – сказала художница. – Это необычная форма, когда в процессе работы рождается нечто более интересное, чем та первоначальная глубокая мысль, которую вынашивал художник.
Сейчас в планах у Веры Сливовской – работа над серией эстампов «Сказки роботов» по мотивам книги Станислава Лема. И, может быть, петербуржцы смогут познакомиться с ними на выставке в польском консульстве.
Наталья Шкуренок, фото автора