Антисиротский закон провалился в переходный период
Уважаемый Вячеслав Михайлович!
Мы обращаемся к Вам в связи с тем, что принятие Федерального закона от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» создаёт очень серьёзную и запутанную ситуацию, поскольку он существенно резко меняет действовавший ранее правовой режим введением запрета для граждан США, а также неопределённого круга граждан иных государств на усыновление детей-сирот из Российской Федерации (ст. 4).
Как известно, процесс усыновления носит длительный характер. Есть группа лиц, в отношении которых уже приняты и вступили в законную силу решения судов, удовлетворивших просьбы граждан США и иных стран об усыновлении. Однако, есть и случаи, когда рассмотрение таких обращений в судах не завершено.
Более того, официальное признание того, что Российско-американское соглашение об усыновлении будет действовать до истечения годичного срока после заявления МИД РФ о денонсации данного соглашения в январе 2014 года, в силу нормы ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о приоритете международных соглашений, позволяет инициировать процесс усыновления и обращаться в суд по поводу усыновления в течение всего данного периода.
Принятый закон, однако, не содержит никаких норм, относящихся к этому переходному периоду, в течение которого международное соглашение об, усыновлении реально продолжает действовать и в отношении новых ходатайств об усыновлении, и, тем более, в уже начатых процедурах усыновления.
В настоящее время приходиться пытаться понять, что будет происходить в течение переходного периода, только ориентируясь на комментарии чиновников и депутатов.
Поэтому очень важно, чтобы Пленум Верховного суда Российской Федерации дал разъяснения судам общей юрисдикции и другим правоприменительным органам о том, какими нормами надлежит руководствоваться при решении в переходный период вопросов об усыновлении, как по новым ходатайствам об усыновлении, так и по тем, рассмотрение которых не завершено.
Мы убеждены, что суды не должны менять своего отношения к процессу конкретного усыновления во всех случаях, где вопрос находится на рассмотрении, а также, где обращение в суд будет получено до истечения срока денонсации соглашения с США, или, если в ходе процессов усыновления запрет будет распространен на граждан иных стран, поскольку Конституция Российской Федерации однозначно указывает, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 статья 55). Отказ ребёнку в усыновлении в условиях, когда он готовится войти в семью и тем более уже знаком со своими потенциальными приёмными родителями, причиняет ему тяжкие нравственные страдания и даже может толкнуть на попытку суицида или привести к депрессии, т.е. к таким тяжким последствиям, не предотвращение которых судами явно противоречило бы позитивным обязательствам Российской Федерации по выполнению ст. 2 ЕКПЧ.
Мы просим Вас обратиться к Пленуму Верховного Суда РФ с предложением разъяснить судам и другим правоприменительным органам вопросы правоприменения в процедурах усыновления, которые не завершены, либо инициированы в течение переходного периода – до прекращения действия межгосударственного соглашения.
С уважением,
председатель МХГ Л.М. Алексеева
члены Московской Хельсинкской группы:
Б.Л. Альтшулер, председатель Правления РОО «Право ребенка», член Общественной палаты Российской Федерации
В.И. Бахмин
В.В. Борщёв, председатель ОНК Москвы;
К.А. Москаленко, адвокат
Л.А. Пономарёв, исполнительный директор ООД «За права человека»
М.Ф. Полякова, председатель Правления РОО «Независимый Экспертно-правовой совет»,
Г.М. Резник, президент Адвокатской палаты Москвы, член Общественной палаты Российской Федерации
А.К. Симонов, президент Фонда защиты гласности;
С.В. Кривенко, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
и другие.