Президента Финляндии просят спасти Карельский перешеек
В конце этого года планируется открытие скоростного железнодорожного движения по линии Петербург-Хельсинки. Данному проекту, реализуемому в рамках программ российско-финского сотрудничества, придается огромное значение на уровне правительств обоих государств. Понимая важность развития добрососедских отношений между Россией и Финляндией, мы считаем, что государственное сотрудничество не должно устанавливаться ценой попрания прав и законных интересов отдельных граждан, а также негативных последствий для уникальной природы Карельского перешейка, которые неизбежно отразятся и на Финляндии.
В этой связи хотим привлечь Ваше внимание к тем составляющим проекта организации скоростного движения по линии Петербург-Хельсинки, которые не связаны напрямую с пассажирскими перевозками и вероятно, не были в полном объеме известны финской стороне.
Проблема заключается в том, в связи с запуском скоростного движения возникает потребность вывода грузопотока с линии Петербург-Выборг, поскольку ее состояние и текущая пропускная способность не позволяют обеспечить обслуживание одновременно скоростных пассажирских и грузовых перевозок. Институтом «Ленгипротранс» было разработано 4 альтернативных варианта организации грузоперевозок, из которых без достаточных на то оснований был выбран самый затратный и ущербный во всех отношениях проект, предполагающий строительство новой железнодорожной ветки по маршруту Лосево-Каменногорск. И это не голословное утверждение. Негативные экономические, экологические и социальные последствия данного строительства были подтверждены и в отрицательном заключении Главгосэкспертизы России (№ 610-06/ГГЭ-3745/04 от 11.08.2006 г.) на технико-экономическое обоснование проекта и в заключениях экспертных организаций.
По результатам комплексной, сравнительной оценки социально-экономического и экологического ущерба по 4-м вариантам развитие железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов по Карельскому перешейку, по методике лаборатории экономического и инвестиционного анализа РосНИПИ Урбанистики наибольший комплексный ущерб принесет именно осуществление варианта строительства трассы Лосево-Каменногорск. Однако по неизвестным причинам, при принятии окончательного решение эти заключения были проигнорированы.
Возможные последствия реализации данного проекта для экологии региона на сегодняшний день трудно оценить в полном объеме. Больше всего в результате строительства пострадают окрестности уникального Лосевского порога – крупнейшего рукотворного порога в Европе. Это чревато, помимо прочего, и социальной катастрофой. Десятки людей могут лишиться своих домов, которые попадают в зону строительства. Без работы могут остаться сотни местных жителей, живущих в основном за счет обслуживания туристов. Новая железная дорога перережет северную оконечность Карельского перешейка, которая до сегодняшнего дня была наименее затронута хозяйственной деятельностью. В частности, она нарушает естественное положение 3х природных заказников, блокирует пути миграции животных. Строительство 3х мостов через Вуоксу, где проходит водосброс в Ладогу и далее в Неву, потенциально крайне опасно. Любая авария (а 80% предполагаемых перевозок это нефтеналивные и угольные составы) грозит экологической катастрофой для прилегающей местности, для Санкт-Петербурга, а в перспективе для всего Балтийского бассейна.
В результате строительства под угрозой уничтожения окажутся и многие объекты российско-финского культурного наследия (в том числе, воинские захоронения, памятники истории и культуры, архитектурные достопримечательности).
Все это на наш взгляд говорит о необходимости отказаться от данного проекта, пока его реализация не привела к необратимым последствиям для экологии региона. К сожалению российские власти, ради выполнения обязательств по проекту организации скоростного движения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, судя по всему, готовы пойти на любые издержки, даже вопреки здравому смыслу.
В этой связи мы обращаемся к Вам с просьбой вынести обсуждение данного вопроса на уровень межправительственных отношений России и Финляндии с тем, чтобы совместным усилиями и при активном участии общественности найти компромиссное решение, отвечающее интересам всех сторон.
Dear Mrs. Halonen!
At the end of this year high-speed railway traffic on the line Petersburg-Helsinki is planned to be started. At the governmental level the huge significance is given to the project that is realised within framework of the Russian-Finnish cooperation programs.
Understanding importance of development of a good-neighborhood relationship between Russia and Finland, we consider, that the state cooperation can not be established by violation of the rights and legitimate interests of separate citizens, and negative consequences for the unique nature of Karelian Isthmus that will have unavoidable impact on Finland as well.
Thereupon we wish to attract your attention to those components of high-speed railway traffic on the line Petersburg-Helsinki organization which are not connected directly to the passenger transportations and probably are not fully known to the Finnish partners.
The problem is that in the connection with starting high-speed railway traffic it is necessary to transfer and re-direct the cargo traffic from the line Petersburg-Vyborg because the line condition and current pass-through functions do not allow to service simultaneously high-speed passenger line and freight traffic line. That it is why it was decided to build a new rail way road.
Four alternative variants of cargo transportation organization were developed by the institute "Lengiprotrans". But the most expensive and defective in every respect variant was chosen (and it is not a naked assertion). According to it the new line goes across Karelian Isthmus on the route Losevo-Kamennogorsk to the docks near Viborg.
Negative economic, ecological and social consequences of this building were confirmed by the negative conclusion of “Glavgosexpertiza” of Russia (№ 610-06/GGE-3745/04 from 11.08.2006) on the feasibility report of the project, as well as by conclusions of the expert organizations.
For example, according to the results of complex, comparative estimation of social, economic and ecological damage of the all 4 variants of oil and mineral oil rail transportation across Karelian isthmus made in accordance with the technique of laboratory of economic and investment analysis of “RosNIPI Urbanistiki”, exactly realization of the line Losevo-Kamennogorsk will bring the most complex damage. However these conclusions were absolutely ignored when the final decision was made.
Potential impact of building Losevo-Kamennogorsk railway cargo line on the region ecology cannot be estimated in full (and nobody is going to do it). The new railway cut the northern part of Karelian Isthmus that least of all was involved in economic activities. Among other things it affects three nature protected areas and blocks animals ways of migration. Building 3 bridges across Vuoksa that soon meets the Ladoga Lake is potentially extremely dangerous. Any crash (and 80 % of prospective transportations are bulk-oil and coal wagons) threatens ecological disaster for adjoining district: St.-Petersburg, south-east Finland and the whole Baltic region.
Moreover, while building the line several villages will be practically ruined and hundreds of people will loose their jobs because they live on tourists service that will be impossible because of the cargo line. The cargo line will also cripple the suburbs of Losevo rifts that is the most famous place of interest on the Karelian Isthmus.
Many objects of Finnish-Russian cultural heritage (among them soldiery graves, historical and cultural objects, architectural sights) will be destroyed.
We consider that all these facts indicate that it is necessary to decline this project while its realization doesn’t bring to irreversible effect on the regions ecology and social life. Unfortunately the Russian authorities to fulfill their obligations and to start passengers high speed transportation as soon as possible are ready to let all kinds of diseconomies even in spite of common sense.
In this respect we address you with the request to initiate discussion of the cargo line building within realization of the passengers’ transportation on the line Saint-Petersburg-Helsinki project at the level of intergovernmental Russia and Finland relations. And we hope that the public discussion will help to find the conciliatory decision that meets the interests of all parties.