Общественные инициативы против ям на дорогах России и Европы
Об авторе Исламов Рустам Наилович, студент Нефтекамского филиала Башкирского Государственного Университета (Нефтекамск). Рустам стал одним из четверых победителей 4-го конкурса эссе, проведенного в октябре-декабре 2011 Центром изучения Германии и Европы и порталом Когита.ру.
Общественные инициативы против ям на дорогах России и Европы
Общественная инициатива представляет собой общие согласованные действия людей с целью улучшения жизненных условий.
Общественная инициатива может зависеть и лишь от одного человека, если он может предложить идею и заразить ею других. Поэтому пора "проснуться" от сна и проявлять инициативу, которой в России так не хватает, в отличие от Европы. Европейцы заботятся о себе и своем обществе, они понимают, что они часть целого. Если граждане России начнут это понимать, это поменяет взляд на вещи и покажет, что каждый может что-то сделать на благо общества.
В этой работе я проанализирую общественную инициативу при решении такой проблемы, как ямы на дорогах и качество дорожного покрытия. Эти проблемы особенно актуальны для России, где, по известной поговорке, есть две беды. Одна из этих бед, отравляющая жизнь автомобилистам и пешеходам – это дороги. Хотя строго говоря, не дороги не являются бедой, а их качество.
Общественная инициатива для решения проблем с дырявыми и ухабистыми дорогами в России
Многие в России недовольны качеством дорог. Другие недовольны тем, что дорог вообще нет. Как известно, Россия - большая страна, и не все дороги в ней асфальтированы. Размер страны - отличное оправдание для дорожников и сотрудников ГАИ, поскольку действительно, некоторые европейские страны в 5-7 раз меньше по территории субъектов РФ. К примеру, в Башкортостан можно несколько раз вместить Бельгию.
Но несмотря на эти непреодолимые трудности, в России находятся люди, которые борятся с ними. Некоторые из способов борьбы очень интересны. Так, недавно в Рунете появился сайт, посвященый ямам на дорогах: http://rosyama.ru.
Пользователи сайта могут оставлять фото с проблемой на дороге. Там же представлены статистические данные по некоторым городам России о жалобах с фотографиями от граждан и с информацией о том, где проблемы с дорогами решены.
На конец 2011 года статистика по городам (количество ям) выглядит следующим образом:
Санкт-Петербург — 913;
Москва — 756;
Курск — 544;
Саратов — 272;
Казань — 247;
Воронеж — 211;
Самара — 199;
Ростов-на-Дону — 186;
Омск — 183;
Уфа — 174;
Статистика по количеству исправленных ям связана с предыдущей:
Санкт-Петербург — 286;
Москва — 207;
Курск — 155;
Великий Новгород — 59;
Ростов-на-Дону — 54;
Омск — 47;
Люберцы — 45;
Челябинск — 40;
Казань — 37;
Екатеринбург — 37 [1]
Из этих приведенных данных можно сделать вывод: исправленные ямы от общего количества дырявых и ухабистых дорог составляют лишь 25-30%. При этом важно учитывать, что об этих ямах сообщили граждане, тем самым проявив общественную инициативу.
Однако это лишь малая часть некачественных дорог на территории РФ, которые причиняют огромный ущерб. Из-за плохого качества дорог автомобили быстро изнашиваются и ломаются. Более того, ямы на дорогах влияют на экономику России в целом: доставка товаров задерживается, расходы предприятий на транспорт увеличиваются, что в конечном итоге влияет на повышение цен товаров.
Законодательство, которое должно способствовать снижению проблем на дорогах, существует. Вот, к примеру, один нормативно-правовой акт "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 50597-93" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221) [2]. Согласно действующему законодательству, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Ямы больше этих параметров должны быть ограждены. То есть, все ямы должны ликвидироваться сразу: если этого не происходит, со временем яма только увеличивается. Однако на практике такая ликвидация сталкивается с большим количеством проблем.
Чтобы попробовать разобраться в этих проблемах и предложить какие-то новые способы их решения, я предлагаю небольшой анализ качества дорог в странах Европы, а также существующего там опыта борьбы с этой проблемой.
Общественные действия по решению проблем качества дорог в Европе
В качестве примеров привлечения общественных инициатив к решению проблем на дорогах, можно привести опыт нескольких стран: Германии, Бельгии, .
В сентябре 2011 года, как сообщает Welt, депутаты фракции СДПГ в баварском парламенте совместно с Автомобильным клубом Европы (ACE) запустили кампанию под названием "Бац!" (Holterdiepolter) с целью выявить самые дырявые и ухабистые автомобильные дороги, В рамках кампании водители могли отправлять организаторам фото дорожных ям. По итогам голосования, в котором приняли участие эксперты ACE, сотрудники полиции и строители, в каждом из семи баварских округов были выявлены самые неблагополучные дороги.
Семерым финалистам были присуждены серебряные "Оскары за дорожные ямы", а победитель по количеству ям и колдобин был удостоен почетного золотого "Оскара". Акция предпринята для того, чтобы привлечь внимание баварского правительства к состоянию государственных автомобильных дорог и требованию увеличения бюджетных отчислений на поддержание дорог [3].
В целом, европейцы понимают, что качество дорог влияет на экономику в целом и на благополучие населения. Но как известно, и среди лучших бывают худшие. В Европе такой страной стало Бельгия. Бельгия обладает самой высокой в Европе плотностью дорожной сети, составляющей 4,8 км дорог на 1 кв км территории.
Однако содержание автомобильных дорог в Бельгии сталкивается с нехваткой финансирования: «Дороги в Бельгии стали худшими в Европе», — заявил Смагге. Как пишет газета La Derniere Heure, в ходе проведенного исследования выяснилось, что средств на поддержание автомобильных дорог выделяется меньше, чем во многих других европейских странах. Бельгия находится в самом конце списка по финансированию дорог из всех стран Европы [4]. Жертвами ям становятся бельгийские автомобилисты и мотоциклисты.
Однако в целом, в Европе очень хорошие дороги по сравнению с российскими. Об этом наилучшим образом свидетельствует мнение российских граждан, которые побывали в Европе. Вот какие впечатления возникают у туристов о качестве дорог в Европе: "Не удивительно, что их машины в таком прекрасном состоянии, даже если им по 10 лет. Ведь они ездят по таким дорогам. Эти дороги ровные, как блюдце. Это даже убаюкивает - на них совсем нет неровностей" [5].
Как следствием, в Европе не только автомобили сохраняются в прекрасном состоянии, но и не возникает стресс при езде по таким дорогам, что сохраняет здоровье европейцев. В европейских городах дорожные бордюры невысокие - порядка 8-10 сантиметров. Причем на поворотах они опускаются вровень с дорогой. Это сделано, во-первых, чтобы людям легче было с них скатывать велосипеды и коляски, а во-вторых, чтобы водители не повредили свой автомобиль, случайно задев бордюр на повороте. А теперь вспомним дорожные бордюры в Москве: высота такая, что пенсионер может вскарабкаться только с трудом, и выкрашены они в тюремные полосатые цвета.
Когда один мой друг устроился на работу в Германии в городе Берлин, он был сильно впечатлен качеством дорог, а также тем, как быстро и эффективно ремонтируют дороги немцы: еще вчера был дорога была на ремонте, а сегодня она уже так отремонтирована, что, кажется, всегда была такой.
Другая моя знакомая, которая жила в одной деревне во Франции и активно ездила на велосипеде, сообщила, что в каждую деревню проложены отличные асфальтированные дороги, и ездить по ним одно удовольствие. Если ездить на велосипеде по российским дорогам, то от него очень быстро ничего не останется.
Многие, хотя и не все, мнения о дорогах в Европе позитивные. Вот пример из жизни велосипедиста, который объехал всю Европу. Он утверждает, что в целом дороги везде не очень широкие, хотя по хорошей дороге можно ехать по самой обочине, если она ровная. На дорогах много площадок для отдыха (стол, скамейки, бак для мусора), на которых можно комфортно отдохнуть, любуясь окрестным пейзажем и перекусить.
А вот его мнения по качеству дорог в отдельных странах:
ВЕНГРИЯ: Качество покрытия дорог очень хорошее, дорожные знаки очень подробные - на отлично! Километровые знаки большие, заметные. Заблудиться практически невозможно!
СЛОВАКИЯ: Качество покрытия плохенькое. Довольно много паршивой разбитой бетонки. Качество дорожных знаков более-менее.
АВСТРИЯ: Качество покрытия великолепное. Дорожные знаки в общем отличные. Единственный недостаток: слишком маленькие километровые столбики - каменные, невысокие, еле торчащие из придорожной травы, с едва различимыми цифрами [6].
Таким образом, в основном, мнения о дорогах Европы положительные. При этом важным фактором является общественная инициатива, которая исходит от каждого европейца. В этих условиях европейские государства поддерживают дороги финансовыми средствами и законодательными актами. Общественность опирается на государственную власть, и если власть не выполняет свои функции, она должна напоминать ей об этом и брать инициативу в свои руки.
На дороги в европейских странах тратятся такие средства: больше всего денег вкладывают в Норвегии (6300 на 1 км дорог), Швейцарии (6250 евро), Великобритании (5490 евро) и Германии (4030 евро). Франция (2680 евро), Австрия (2510 евро), Нидерланды (2400 евро), Греция (2365 евро), Швеция (1880 евро) и Испания (1615 евро). Такие денежные суммы позволяют странам Европы строить качественные дороги, ремонтировать их в срок, а также обеспечивают хорошей зарплатой работников дорожного строительства.
Итак, учитывая европейский опыт, России нужно равняться на европейские страны как по строительству дорог, так и их ремонту и обслуживанию, и развивать новые идеи для решения проблем.
Идеи решения проблем с ямами на дорогах и качеством дорог
Считается, что менталитет россиян мешает им достигать таких успехов в области дорожного строительства и ремонта дорог, какие мы видели в Европе. Возможно, что отчасти это так. Но тем не менее, мы должны находить свой способ решения проблем, тем более если это влияет на здоровье граждан, на экономику страны и условия жизни граждан.
Корень зла проблем с дорогами лежит в психологии как одного человека, так и всего общества. Нужно понимать, что человек сытый трудно понимает голодного. У нас имеются такие проблемы с дорогами: 1) строительство некачественных дорог, из-за которых после появляются ямы и ухабы; 2) небыстрый и неэффективный ремонт дорог.
Если решить первую проблему, то необходимость решать вторую проблему исчезнет. Поэтому нужно создать общественное движение не только для фиксирования уже существующих ям, но которое будет следить и за качеством строительства дорог.
Предположим, она может называться "Общественное движение за качественные дороги". В это движение могут войти граждане, которые будут следить за финансированием строительства и ремонта дорог. Они будут выявлять проблемные участки на дорогах и сообщать в соответствующие органы.
Вторая идея связана с тем, что наши граждане не знают своих прав и зачастую ленятся защищать свои права. При этом в России не так давно появились терминалы оплаты за телефонные и интернет-услуги. По аналогии с ними, можно создать терминалы, через которые будет возможно жаловаться и сообщать об общественных проблемах, в том числе и о качестве дорог. При этом система может работать так: жалоба поступает и систематизируется, уполномоченные органы принимают меры, контролирующие органы налагают штрафы, если уполномоченные органы не выполняют свои обязанности. Преимущество таких терминалов огромно: экономится время, процедура подачи жалобы для граждан облегчается.
Заключение
В отличие от России, в Европе в отличные дороги, быстрое и эффективное качество строительства автотрасс и дорог между населенными пунктами. Европа опережает нас по качеству строительства дорог. Работники дорожного строительства со всей ответственностью подходят к своей работе и выполняют их назначенный срок. По примеру европейских стран, Российская Федерация должна выделять больше финансовых и трудовых ресурсов на строительство дорог, сильнее контролировать расход этих финансов. Так, деньги из региональных дорожных фондов должны расходоваться только на строительство дорог. Об этом заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на межрегиональной конференции партии "Единая России" в Северо-Западном федеральном округе. Он напомнил, что с 2002 по 2010 год из бюджетов всех уровней на ремонт и содержание дорог было выделено 2,7 трлн рублей. "С 2012 года тоже на 8 лет на эти цели мы выделяем не 2,7 трлн, а 8,3 трлн рублей",- подчеркнул премьер. [7]
Однако для преодоления «дорожного кризиса» в России необходимо прибегнуть комплексному решению проблемы: нужно не только ждать действий от государства, необходимо также развивать общественные инициативы. Например, необходимо создавать специальные движения, сайты и даже системы терминалов, которые бы облегчали гражданам процедуры подачи жалоб и инициатив в государственные органы.
Решение проблем плохого качества дорог в итоге повлияет не только на экономику России, но и на семейный бюджет жителей нашей страны. Хорошие дороги перестанут способствовать быстрой ломке машин, снизят транспортные издержки предприятий, что в конечном итоге повысит уровень российской экономики и благосостояния граждан.
Примечания:
2. ГОСТ Р 50597-93" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221).
3."Schlagloch-Oscar" fuer die marodesten Strassen in: Welt, 08.09.2011
4. Газета La Derniere Heure, статья Travaux routiers, 23.07.2010
5. Найдено на сайте: Eurogalop.ru
6. По материалам книги "Юрий Моссоковский «Путешествие по Европе на велосипедах»"
7. http://rus.ruvr.ru/2011/09/05/55680874.html
См. также на Когита!ру: