Город советской мечты на Нарвской заставе
Сегодня нам предстоит прогулка по относительно небольшой территории вокруг площади Стачек и Кировской площади (протяженность маршрута - чуть меньше двух километров). Здесь компактно расположены несколько интереснейших памятников советского архитектурного авангарда, которые создают уникальный градостроительный объект - жилой район, спланированный и построенный специально для обеспечения полноценной, если не сказать идеальной, жизни трудящихся. Это один из четырех кварталов компактной конструктивистской застройки в Ленинграде (остальные находятся на Выборгской стороне, в западной части Васильевского Острова и в Невском районе).
Нарвская застава - а здесь когда-то находилась пограничная застава на въезде в город - известный рабочий район. Здесь находится знаменитый Кировский завод (до революции - Путиловский), для работников которого в послереволюционные десятилетия здесь и пытались обустроить идеальные условия. Район находится к югу от исторического центра города, и именно сюда, на юг, должен был переместиться городской административный и жилой центр, оставив историческому центру культурные и музейные функции. Эта идея была признана ошибочной в 1948 году. Однако, в южных районах до сих пор заметны следы этого нереализованного плана - административные и жилые здания, в том числе в конструктивистском стиле, на Московском проспекте, на проспекте Стачек.
На площади Стачек, где мы находимся, строительство началось во второй половине 20-х годов. После революции и гражданской войны в разоренной стране впервые стали проектировать и строить здания, призванные создать абсолютно новый город, новый уклад жизни и нового человека. Впервые именно в этом районе был применен принцип планирования целого комплекса зданий, предназначенных для обеспечения всех сфер жизни и потребностей трудящихся - жилье, питание, культурное просвещение, образование, управление, гигиена и здоровье. В планировке всего района и отдельных зданий сегодня читаются ценности и планы того времени - коллективизм, главенство трудящихся, рациональность.
Но обо всем по порядку. Сейчас мы находимся около здания ДК им. Горького, которое появилось здесь в 1925-27 гг. и было построено по проекту архитекторов А.И. Гегелло и Д.И.Кричевского. Кстати, по годам постройки можно также делать выводы о «приоритетности» разных сфер жизни с точки зрения ранних советских властей. Так, первые здания, появившиеся в 1925-27гг: ДК Горького (отвечал за просвещение, культурную жизнь и развитие трудящихся), жилмассив на Тракторной улице - первое жилищное строительство в новой России, школа, посвященная 10-летию Октября. Немного позже появляются профилакторий Кировского района (1928-30) и бани «Гигант» (1930 г.), здание фабрики-кухни и универмага (сегодня - Кировский универмаг) - 1930-31гг., здание Кировского райсовета - 1930-35 гг.
Здание дома культуры им. Горького (изначально Московско-Нарвский ДК) строилось буквально из «обломков старого мира»: поскольку строительных материалов не хватало, для возведения здания использовался старый кирпич от разрушенных во время гражданской войны построек, а также трамвайные рельсы. Также привлекался труд энтузиастов - каждые выходные к работе на стройке присоединялись рабочие Кировского завода. В здании предусмотрен не только большой зрительный зал, но также помещения для занятий в различных кружках и мастерских, дополнительной учебы. Сегодня, судя по афишам и объявлениям, в здании ДК по-прежнему эти помещения активно используются почти для таких же целей.
Однако, в конце 20-х годов помещений ДК для образовательных нужд стало не хватать, и рядом было решено возвести еще одно здание, специально для этих целей - и сейчас мы подходим к Дому Технической Учебы (ДТУ), вернее, к тому, что от него осталось сегодня. Это здание построено в 1930-32 гг по проекту тех же Гегелло и Кричевского, изначально предполагалось, что ДК и ДТУ будут соединяться коридором в единый комплекс. Сегодня от ДТУ осталась лишь часть - в 1990е годы здание было признаноаварийным и частично разобрано. Так же были заложены кирпичом оконные проемы («ленточное» остекление - типичная черта конструктивистских зданий). Эта судьба - перестройка и переделывание - довольно часто постигала конструктивистские здания, которые оказывались слишком неудобны или слишком нестандартны для повседневного использования. Например, известный случай со зданием, возведенным по проекту Ле Корбюзье в Москве на Мясницкой улице: огромное сложное здание частично держится на тонких колоннах, с помощью которых вместо первого этажа под тяжестью здания создается открытое пространство «плазы». Однако, люди, работавшие в здании, не доверяли тонким колоннами и постоянно испытывали дискомфорт - в результате «плазы» были огорожены забором, чтобы скрыть визуальную неустойчивость здания.
Судьба конструктивистских зданий довольно часто складывалась неудачно: это архитектурное направление довольно быстро - уже к началу 30-х годов - впало в немилость советского руководства. Многие здания, построенные изначально в этом стиле, серьезно перестраивались, приобретали новую облицовку, их внешний облик менялся в соответствии с новыми требованиями и тенденциями в архитектуре - более помпезными, имперскими. Частично это связано с изменившейся политической ситуацией в стране, а частично, как отмечают некоторые архитектурные критики - с нежизнеспособностью самой идеологии, лежащей в основе этого архитектурного направления. Сейчас мы пройдем на Тракторную улицу - первый советский жилмассив, на примере которого видны как преимущества, так и существенные недостатки стиля.
Жилмассив на Тракторной улице состоит из трех- и четырехэтажных домов, возведенных в 1925-27 гг по проекту архитекторов А.С. Никольского, Г.А. Симонова и А.И. Гегелло. В этом проекте реализован главный революционный идеал равенства - здания спроектированы таким образом, чтобы все жильцы квартала имели равный доступ к благам: свету, зелени. Этот район в принципе очень зеленый: одной из главных черт советского градостроения тех лет стало озеленение - разбивались сады, бульвары, значительно «зеленее» стал и исторический центр города. Обилие зелени - это отголосок идеи «города-сада», которая активно обсуждалась первыми советскими градостроителями.
Помимо упомянутых благ - света и зелени - на Тракторной улице с помощью разделения пространства на дворы и функциональные зоны достигается тот уютный облик, который мы сейчас наблюдаем. Жильцы этих домов, рабочие Кировского завода, должны были первыми испытать и другие блага «нового быта»: например, отсутствие необходимости самостоятельно готовить себе еду. Потребности в полноценном питании и воспроизводстве жизненных сил должна была обеспечивать фабрика-кухня, расположенная на площади Стачек, открывшаяся в 1930 году. Фабрика-кухня - это огромное, механизированное предприятие общественного питания, с цехами и столовыми залами. Фабрики-кухни получили распространение в Советской России в 20-30 годы.
Кроме того, что фабрики-кухни производили в промышленных масштабах сбалансированную еду для трудящихся, они должны были освободить из «кухонного рабства» советских женщин. Вот, например, знаменитая цитата из романа Ю. Олеши «Зависть»:
«Женщины! Мы сдуем с вас копоть, очистим ваши ноздри от дыма, уши - от галдежа, мы заставим картошку волшебно, в одно мгновенье, сбрасывать с себя шкуру; мы вернем вам часы, украденные у вас кухней, - половину жизни получите вы обратно. Ты, молодая жена, варишь для мужа суп. И лужице супа отдаешь ты половину своего дня! Мы превратим ваши лужицы в сверкающие моря, щи разольем океаном, кашу насыплем курганами, глетчером поползет кисель! Слушайте, хозяйки, ждите! Мы обещаем вам: кафельный пол будет залит солнцем, будут гореть медные чаны, лилейной чистоты будут тарелки, молоко будет тяжелое, как ртуть, и такое поплывет благоухание от супа, что станет завидно цветам на столах».
Также фабрики-кухни должны были способствовать коллективизму советских граждан. Все сферы жизни переходили в «коллективный режим» - и питание, и отдых (в ДК), и гигиена и здоровье (за это отвечали бани «Гигант» и профилакторий).
В разработке проекта Кировской фабрики-кухни и универмага участвовали А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон и Я.О. Рубанчик. Столовые залы были хорошо освещены благодаря огромным окнам, выходившим в зеленые скверы, а для летнего времени были предусмотрены так же открытые террасы на верхнем уровне здания - так что заботились не только о нужном количестве калорий в пище, но и том, чтобы трудящийся употреблял ее в приятной обстановке.
Поэтому в домах на Тракторной улице приватные «удобства» предусмотрены не были. Как и в популярных в те годы домах-коммунах, строившихся и в Москве, и в Ленинграде (знаменитые дома-коммуны - дом Политкаторжан недалеко от Петропавловской крепости, дом на ул. Рубинштейна, где жила, например, Ольга Бергольц), в них отсутствовали приватные ванные и кухни. Это должно было воспитать коллективный дух, однако, привело к тому, что жильцы со временем стали ненавидеть эти экспериментальные дома - потребность в своем угле и приватности никуда не исчезала из голов советских граждан. «Мещанская» - или просто человеческая - природа возобладала над коллективистскими идеалами, и в коллективных домах люди в частном порядке пытались оборудовать собственные крошечные кухни.
Итак, мы видели здания, в которых должна была проходить коллективная жизнь рабочих - и в сфере культуры, жилья, питания, здоровья. А теперь перейдем к другой области - политической. Административным центром района стало здание Кировского райсовета, построенное в 1930-35 гг. по проекту известного архитектора Н. Троцкого (Троцкий также проектировал также огромный Дом Советов на Московском проспекте).
Мы обойдем здание Кировского райсовета кругом, чтобы увидеть не только его фасад с доминирующей в ландшафте башней с серпом и молотом, но и особенности функциональной планировки здания. Разные его части соединены галереями, круглые пристройки повторяют форму залов заседаний - здание спланировано так, чтобы работа чиновников была максимально комфортной, чтобы из одной части здания в другую можно было попасть самым быстрым и удобным путем. Кстати, пристроенный в 1938 году круглый зал заседаний в 1958 был перестроен под кинотеатр - но уже давно эта часть находится в состоянии ремонта.
Также на примере здания райсовета мы видим довольно типичные для конструктивистских зданий пути развития - частичная перестройка, новая облицовка и «украшения». Конструктивистские здания выглядят просто и аскетично, чем радикально отличаются от архитектурного мейнстрима более поздних сталинских лет. Когда конструктивизм попал в немилость (а это произошло уже в начале 30-х годов), некоторые построенные в этом стиле здания радикально поменяли внешний вид, были облицованы более дорогими материалами, украшены барельефами и другими архитектурными элементами. Здания, которые не были реконструированы, иногда приходили в полный упадок - конструктивистские постройки не превращаются в благородные руины, а приобретают жалкий вид. Поэтому ни некоторые чиновники, ни особенно жители его ценности не понимают и видят только несимпатичную неудобную рухлядь, хотя в последние годы появилась настоящая «мода» на советский архитектурный авангард, и даже в этом районе видно, что здания недавно были отремонтированы - буквально год назад многие из них были в плачевном состоянии.
Например, следующий наш объект - школа имени 10-летия Октября, построенная по проекту А. Никольского. Эта школа имеет необычную планировку - сверху она напоминает очертаниями незаконченный серп и молот. В «дуге серпа» расположены классы, мастерские, соединенные длинными коридорами, в рукоятке «молота» - читальные залы, актовый зал, а в месте пересечения «молота» с «серпом» находится школьная обсерватория. Школа была передовой для своего времени не только в архитектурном плане. Методы обучения в ней также применялись экспериментальные, призванные развивать у учеников их таланты и активную жизненную позицию.
Итак, мы прошлись по советскому «городу-мечте», где все жители могли быть равными, имели право на развитие и труд, на образование и здравоохранение. Механистическое представление об этой «идеальной жизни» предполагало, что все потребности людей можно научно просчитать и заложить в планировку района, а основной единицей, на которую это планирование было рассчитано, был коллектив, а не индивид. По широким проспектам должны были ходить массы, а для человека пространства не предусматривалось. Эта идея, однако, не прижилась, а советский конструктивизм прекратил развитие уже в 30-е годы. Многие архитекторы были репрессированы, здания частично перестроены или отодвинуты на второй план, уступив место новой сталинской архитектуре. Причины угасания конструктивизма называют разные. Это и изменение государственной идеологии, ориентированной теперь на имперскую мощь, а не на футуристические эксперименты, и умозрительный характер самих идей конструктивизма: эстетика и внешний вид зданий не считались важными, также как и частные, «мещанские» потребности людей, которые в этих зданиях и районах жили и работали.
На этом наша экскурсия закончена, спасибо за внимание!