Как сделать «Остров невезения» «Островом сокровищ»
Как въехать и выехать?
«Васильевский остров – Остров невезения ил Остров сокровищ» - под таким названием на Васильевском острове представители власти и девелопмента обсуждали островную ситуацию в рамках городской Недели урбанистики.
Прежде всего, что делать с транспортом? Ближайшие планы власти понятны – открывать «Спортивную-2», строить станции «Большой проспект» и «Шкиперская», ремонтировать «Василеостровскую», ремонтировать Тучков мост, строить съезды с Западного скоростного диаметра. Но как при этом не создать абсолютный транспортный коллапс? Елена Осинцева, заместитель председателя комитета по транспорту Смольного, говорит, что сейчас рассматриваются два варианта развития событий и решение будет принято в скором времени. Первый: сначала открыть «Спортивную-2», а потом закрыть и отремонтировать «Василеостровскую», а, открыв ее, закрыть и Тучков мост. Второй вариант: после открытия «Спортивной-2» одновременно закрыть на ремонт и Тучков мост и «Василеостровскую», а граждан подвозить на трамваях к «Спортивной-2». Но для этого необходимо усилить трамвайное движение, оборудовать новые остановки.
Петербуржцы помнят, как градозащитники пикетировали Трамвайный парк №2 на Васильевском, протестуя против планов прежней городской администрации окончательно уничтожить там трамвайный парк, снести часть трамвайных полусараев-памятников и построить некий Дворец искусств. Сейчас и у Смольного поменялись планы: «Дворец искусств давно забыт, слава богу, власти поняли, что на Васильевском трамвайное движение надо развивать, восстанавливать утраченные линии, что весьма недешево, кстати. А Трамвайному парку №2, в котором сейчас находится Музей электрического транспорта, надо снова придать, сохранив музейную, и непосредственную «трамвайную» функцию – отсюда снова должны будут по утрам выбегать на линии острова трамваи. Ведь сейчас трамваи идут на остров с Петроградской – из Трампарка №3 и с Выборгской стороны – из Трампарка №5. И к чему этот дополнительный пробег? Власти даже решили вернуться к проекту «Зеленый остров» - проекту экологически чистого транспорта, чтобы из Трампарка №2 выходили и троллейбусы с автономным ходом, способные проходить до 25 км без подзарядки. Этот проект, возможно, будет запущен в 2015 году. Но пока надо решать вопрос – как пойдут обычные троллейбусы, когда будет строиться «Большой проспект», необходимо создавать временную контактную сеть, чтобы троллейбусы поехали в обход стройки по Среднему проспекту Васильевского острова.
На Васильевском живут около 200 тыс человек – население среднего городка, ежедневно сюда приезжает до 135 тыс человек и выезжает до 80 тыс, а внутри острова мигрируют до 65 тыс граждан. И мало, мало им двух станций метро, двух маршрутов трамваев, пяти троллейбусных маршрутов, восьми автобусных и семнадцати коммерческих маршрутов. Поэтому генеральный директор ООО "Лаборатория Градопланирования", член Градостроительного совета Петербурга Михаил Петрович считает, что надо принимать не только сиюминутные меры по разрешению транспортной ситуации, но и думать уже сейчас на 10-20 лет вперед. А это значит, что к тем дальним планам, под которые еще даже и наметок ни на какое финансирование нет – к планам на строительство Новоадмиралтейского моста и тоннеля от Наличной улицы к Обводному каналу – надо подойти серьезно и зарезервировать хотя бы землю, чтобы она не была продана или чтобы там не построили какой-нибудь коллектор, что сделает невозможным эти стройки.
Место прогулок – старое кладбище
Во время Недели Урбанистики, на которой проблемам Васильевского острова было уделено немалое внимание, все на том же острове, но в другом месте – на Среднем, 93, в Центре современного искусства имени Сергея Курехина или бывшем кинотеатре «Прибой», состоялось другое собрание, с Неделей не связанное, но к развитию острова имеющее прямое отношение – общественные слушания по проекту планировки и межевания территории Невской губы в Финском заливе западнее Васильевского острова. Проще говоря – обсуждали то, что уже строят и еще построят на намыве, где «Морской фасад», а конкретно – проект жилой и деловой застройки, который создается по заказу ЗАО «ТерраНова» ООО «Союз 55». Это 1, 8 млн квадратных метров жилья, больница, поликлиника, три офиса врачей общей практики, школы, детские сады, 22 тысячи парковочных мест, там же расположится и новый кампус СПБГУ. В общем и целом, там поселятся 59 тысяч жителей (это уже к 200 тысячам островитян), и будет создано около 30 тысяч рабочих мест – в основном вокруг порта и в деловой зоне. Слушания, как сказал депутат петербургского ЗАКСа Максим Резник, прошли как всегда – «выступления-одобрения проекта специальными людьми, которые пришли на слушания с заранее заготовленными записками». Но были слышны и голоса настоящих жителей острова. Председательница одного из ТСЖ дома на Морской набережной говорила, что уже 12 семей покидают дом – люди, купившие в свое время квартиру с видом на море, не хотят жить в плотно застроенном пространстве, из которого трудно выбраться в центр. Люди боятся транспортного коллапса, боятся, что съезды с ЗСД ухудшат парковочную ситуацию и т.д. Но главное, что прозвучало не только на этих слушаниях, но и на Неделе Урбанистики, и на Форуме «Будущий Петербург», где теме Васильевского также было уделено немало внимания – единственное место, где островитяне могут подышать свежим воздухом среди зелени – это кладбище. Смоленское старинное кладбище, гулять на которое отправлялось не одно поколение василеостровцев. Максим Резник напомнил, что депутаты уже вносили поправку в Генплан, чтобы была создана хотя бы стометровая полоса для отдыха и прогулок там, где на намыве «ТерраНова» будет возводить свои кварталы. НО поправка куда-то делась, в итоге осталось лишь 30 метров береговой зоны. «А зачем вам берег – чтобы на этих набережных валялись дохлые собаки и кошки, которых никто не убирает? - своеобразно отреагировал гендиректор ООО «Союз55», архитектор Сергей Митягин. – Мы сделали с набережной, что могли, и внутри кварталов будут зеленые зоны». Но люди боятся «уплотниловки», а депутаты намерены бороться за 100-метровый променад на набережной, который есть во всех уважающих себя морских городах.
Мекка современного искусства
Студенты Академии Штиглица, Академии художеств и Архитектурно-строительного университета тоже обратили внимание на Васильевский остров. – н Форуме «Будущий Петербург» они представили шесть форсайт-проектов обустройства другого запущенного уголка острова – Кожевенной линии. Важно, что студенческие команды работали под руководством таких мэтров архитектуры, как Максим Атаянц, Данияр Юсупов, Сергей Цыцин, Михаил Кондиайн и других. Студенты тоже вспомнили про кладбище, как место прогулок и фантазировали от души. Поэтому появились там и 120-метровая Башня Татлина, и Марина-парк – с причалами для яхт, и музей в трубах Василеостровской ТЭЦ-7. Высокое жюри одобрило форсайт команды Михаила Кондиайна, которые предложили проект «Парка возможностей», создания без достаточно серьезных капиталовложений зеленой среды и объектов, в том числе и лофтов, функции которых могут меняться, публичного пространства, центра водных видов спорта, медиатеки, мастерских и тд., Михаил Кондиайн, комментируя работу своей команды, отметил, что в Петербурге не хватает мест социальной активности горожан, а на Васильевском острове – тем более. Петербург по зеленым пространствам занимает одно из последних мест в мире среди мегаполисов.
Но если форсайт-проекты – это дело весьма отдаленного будущего, а фактически – прекрасные фантазии, то у городской власти, в частности, у комитета по туризму, есть вполне конкретные планы, как привлечь к острову туристов. Правда, рассчитывают, в основном на россиян, причем тех, кто приезжает в город повторно, и на местных жителей. Есть вариант создания пешеходной зоны по улице Репина от Румянцевского сада и Среднего проспекта острова и по 6-7 линиям от Среднего проспекта до Малого, сосредоточившись на том, сколько интересных и знаменитых людей проживало там когда-то, создав сеть кафе, мастерских, хостелов и т.д., оснастив пешеходную зону свободным Wi-Fi. Кстати, Васильевский остров – самое насыщенное место в Петербурге по числу музеев и галерей современного искусства, про Эрарту и Новый музей известно уже далеко за пределами Петербурга.
Галина Артеменко